Практика преподавания боевых искусств ставит перед тренером проблему двух конфликтующих стратегий подготовки бойцов.
Стратегия №1. Как можно быстрее
Интуитивно эту стратегию выбирают многие молодые тренера, вышедшие из спортсменов: получил соревновательный опыт, выполнил КМС и пошёл тренировать, не особо вникая в нюансы преподавания.
Такие тренера нацелены на быстрые результаты своих учеников.
Их задача - как можно скорее вытащить бойца на ковёр, заставить спарринговать, вывести на соревнования, часто без привязки к их уровню.
Например, мне доводилось наблюдать такую картину: на турнир межрегионального уровня тренера вытаскивают с клуба всех, кого могут, невзирая на уровень подготовки. При этом считается, что такая "обкатка" будет полезна в любом случае.
Эта стратегия действительно имеет свои плюсы:
- бойцы с хорошими природными задатками быстро раскрываются и достигают некоторого уровня конкурентоспособности;
- можно массово вывозить бойцов на соревнования, рассчитывая что кто-то обязательно возьмёт медаль.
Но есть и существенные минусы:
- те, кому нужен длительный период втягивания, отсеиваются, потому что не могут адаптироваться к конкурентной борьбе;
- бойцы часто попадают на соревнования не своего уровня, где встречаются со спортсменами на голову выше себя в техническом плане, а это всегда плохо сказывается на самооценке и психологической составляющей подготовки;
- и наконец, главное - погоня за быстрыми результатами даёт их в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной приводит спортсмена к технической стагнации: осваивать сложные схемы ведения схватки без детально проработанной базы невозможно. И тогда приходится откатываться назад, вспоминать азбучные истины, которые игнорировались в самом начале. А это, зачастую, долгое и трудное переучивание.
Поэтому опытные тренера не гонятся за медальками, а выбирают методическое восхождение по лестнице мастерства.
Стратегия №2. Тише едешь - дальше будешь
В старых видах спорта с детально проработанной методикой преподавания предусмотрены программы многолетней подготовки спортсменов. Это значит, что после месяца пребывания в секции, грамотный тренер не станет выставлять бойца на соревнования. А я бы даже не предложил ему встать в спарринг: всё равно, кроме потенциального травмирования, они не дадут.
К соревнованиям боец должен уверенно владеть минимальным набором обязательных для изучения приёмов, для освоения которых с нуля может уйти от полугода.
Поэтому нормально составленная программа подготовки рассчитана на мотивированного спортсмена, готового трудиться 4-6 лет. В условиях высокой текучки, с которой сталкиваются большинство спортивных клубов, реализовать такие программы - большая проблема. Отсюда велик соблазн между правильным и лёгким путём выбрать второй.
Впрочем, уважающий себя тренер, сознавая конфликт этих двух стратегий, не станет пичкать своих учеников спортивным "фастфудом".
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК