Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Две стратегии преподавания боевых искусств, которые дают противоположные результаты

Оглавление
Существуют две конфликтующие между собой стратегии подготовки бойцов
Существуют две конфликтующие между собой стратегии подготовки бойцов

Практика преподавания боевых искусств ставит перед тренером проблему двух конфликтующих стратегий подготовки бойцов.

Стратегия №1. Как можно быстрее

Интуитивно эту стратегию выбирают многие молодые тренера, вышедшие из спортсменов: получил соревновательный опыт, выполнил КМС и пошёл тренировать, не особо вникая в нюансы преподавания.

Такие тренера нацелены на быстрые результаты своих учеников.

Их задача - как можно скорее вытащить бойца на ковёр, заставить спарринговать, вывести на соревнования, часто без привязки к их уровню.

Например, мне доводилось наблюдать такую картину: на турнир межрегионального уровня тренера вытаскивают с клуба всех, кого могут, невзирая на уровень подготовки. При этом считается, что такая "обкатка" будет полезна в любом случае.

Эта стратегия действительно имеет свои плюсы:

  • бойцы с хорошими природными задатками быстро раскрываются и достигают некоторого уровня конкурентоспособности;
  • можно массово вывозить бойцов на соревнования, рассчитывая что кто-то обязательно возьмёт медаль.

Но есть и существенные минусы:

  • те, кому нужен длительный период втягивания, отсеиваются, потому что не могут адаптироваться к конкурентной борьбе;
  • бойцы часто попадают на соревнования не своего уровня, где встречаются со спортсменами на голову выше себя в техническом плане, а это всегда плохо сказывается на самооценке и психологической составляющей подготовки;
  • и наконец, главное - погоня за быстрыми результатами даёт их в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной приводит спортсмена к технической стагнации: осваивать сложные схемы ведения схватки без детально проработанной базы невозможно. И тогда приходится откатываться назад, вспоминать азбучные истины, которые игнорировались в самом начале. А это, зачастую, долгое и трудное переучивание.

Поэтому опытные тренера не гонятся за медальками, а выбирают методическое восхождение по лестнице мастерства.

-2

Стратегия №2. Тише едешь - дальше будешь

В старых видах спорта с детально проработанной методикой преподавания предусмотрены программы многолетней подготовки спортсменов. Это значит, что после месяца пребывания в секции, грамотный тренер не станет выставлять бойца на соревнования. А я бы даже не предложил ему встать в спарринг: всё равно, кроме потенциального травмирования, они не дадут.

К соревнованиям боец должен уверенно владеть минимальным набором обязательных для изучения приёмов, для освоения которых с нуля может уйти от полугода.

Поэтому нормально составленная программа подготовки рассчитана на мотивированного спортсмена, готового трудиться 4-6 лет. В условиях высокой текучки, с которой сталкиваются большинство спортивных клубов, реализовать такие программы - большая проблема. Отсюда велик соблазн между правильным и лёгким путём выбрать второй.

Впрочем, уважающий себя тренер, сознавая конфликт этих двух стратегий, не станет пичкать своих учеников спортивным "фастфудом".

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК