Анджей Сапковский в своей литературной карьере занимался не только супер популярным "Ведьмаком". У него существуют рассказы, статьи, другие работы и вне вселенной белоголового. Сборник всякой всячины, который появился в России примерно в 2015 (а может и раньше - в книге конкретно перевод датирован 2015), представит это всё в полной мере.
Дорога без возврата
Сюжет рассказа очень краток: Чародейка Висенна едет на зов о помощи. Но по пути ей встречается некий Корин, с которым она продолжает путь.
По канону Висенна - мать Геральта. Но неизвестно точно - по крайней мере, это не подтверждал сам Сапковский -, что Корин отец Геральта. Хотя по этому рассказу ещё существует комикс - одноимённый "Дорога без возврата" (и в нём подтверждается отцовство Корина); а также эта парочка появлялась в комиксе "Предательство".
Сюжет тут незамысловатый - пришёл, увидел, победил, как говорится. Больше интересно наблюдать за взаимоотношениями родителей Геральта - на мой взгляд, как-то слишком быстро между ними возникло романтическое чувство. Ни с того, ни с сего Висенне понравился Корин - хотя в книге говорят, что чародейка патка на мужчин.
Вообще, Геральт по характеру больше похож на молчаливую маму. А от потенциального отца у него разве, что способности к боям на мечах. В целом, рассказ хороший, но простенький - написан он был ещё в 1988 году.
Что-то кончается, что-то начинается
Это официальный фанфик - что, если бы Геральт и Йеннифер выжили и поженились? Ответ на этот вопрос можно получить прямиком из рук Анджея Сапковского. Вот что!
Десятки гостей, предсвадебные волнения, какие-то приметы, волнение, гулянки, споры, драки - всё вообще идёт не по плану! Всё такое желанное и любимое, и местами такое недоступное для женишка Геральта.
Это очень весёлая и по-своему романтичная история - ты вспоминаешь приключения и радуешься за каждого гостя, которые пережили самые разные приключения вместе с этой парочкой - и приятные, и не особо, ведь некоторые из них по основному сюжету мертвы. Конечно, главным гостем здесь является Цирилла, которая и при живых приёмных родителях покинет их.
Фанфик написан ещё в 1993 году, а потому многих любимых героев здесь попросту нет - например, Золтана Хивая. Наверняка, и Региса, и Кагыра, и других оживили бы для этой истории, если бы она была написана позже.
Музыканты
Это рассказ 1989 года. История о некоем конце света, о магии среди обычных польских улочек, и о Бременских музыкантах. Интересно читать от Сапковского о "современности", но этот рассказ мне показался каким-то тягомотным и слишком обычным при этом. Хотя, я спокойно могу представить экранизацию этого рассказа - там и мистика, и убийства, и психиатрия.
Золотой полдень
Это "Алиса в Стране чудес", но со стороны кота в циничном виде (написано в 1997 году). Чеширский кот тут потусторонний кошак, который просто хотел полежать на веточке, но ему, к несчастью, в Стране чудес встретилась Алиса. А каждый в этой стране знает, что сюда просто так не попадают - только под чем-то. И тогда Чешир решает понять, что же случилось с невинным ребёнком.
Это стёбный, смешной, мрачный, насмешливый рассказ, который выворачивает мир Льюиса Кэрролла наизнанку - там теперь есть логика, есть правила, но они все странные, непонятные и жестокие. Ощущается флёр фильма Тима Бёртона.
Хочется отметить также, что этот рассказ показывает всё так, что Страна чудес есть, и в ней были те самые заикающийся Льюис (который вовсе и не Льюис, а Чарльз) и милая Алиса. Что математик Оксфордского университета однажды там был, вдохновился и приукрасил, и в этом непременное место занял Чеширский котик.
Miladie
Сапковский искренне любит легенды о короле Артуре - это можно легко понять даже из Ведьмака. Ведь Галахад - это рыцарь из мира Артура и Мерлина. А потому автор решил разбавить легенды своими фантазиями - в 1995 году рождается история о смертельно раненном Тристане, к которому прибывают его близкие рыцарь Моргольт и служанка Бранвен. На последних издыханиях Тристан просит, чтобы его возлюбленная Изольда Златокудрая прибыла и вылечила его, пока за ним ухаживает его законная супруга Изольда Белорукая.
Для меня это очень грустная история любви - о ненужном самопожертвовании, пользовании друг друга и беспощадной лжи. Она вроде бы логически кончается, да и атмосфера туманной, холодной Бретани мне понравилась. Но сопереживать Тристану очень тяжко. Возможно, именно этого пан Сапковский и добивался.
Бестиарий
Самым большим отделом в этой книге является Бестиарий, даже два. В первом автор показывает, как бестиарии выглядели раньше с интересными персонажами, а вторым Сапковский показывает свои любимые мифологии - германская, славянская, кельтская, скандинавская... В общем, много, но из этого бестиария многое узнаёшь о любимых мифологических тварях - драконах, вампирах, водяных и других. Немного и о бестиях мира Ведьмака узнаёшь. И кажется, в играх их могло быть куда больше.
Кенсингтонский парк
В этом разделе Анджей Сапковский рассказывает, как пришёл он к жанру фэнтези - какие истории повлияли на его восприятие, вкусы и дальнейшие пути его развития.
Пособие для начинающих авторов фэнтези
Из названия понятно, о чём он. И для кого-то он будет бесполезным, поскольку он и вовсе писать не хочет... или же потому, что уже знает эти особенности. Но советы, сами по себе, хорошие и дельные - пан прав.
Варение, или нет золота в Серых горах
Это огромная статья-эссе об истоках, истории, значимых личностях и будущем фэнтези. Статья 1992 года. Отчего, она слегка устаревшая. Но из неё можно узнать то, как зародилось фэнтези.
А ещё забавно, что старался предречь Сапковский в мире фэнтези. И, вероятно, в чём-то он оказался прав. Далеко не во всём. И также забавна ирония над самим собой у пана, учитывая, что после статьи он написал ещё много книг о Геральте.
ИТОГ
Удивительно, но мне понравился этот сборник всякой всячины. Мне было интересно и читать рассказы о мире Ведьмака, и другие рассказы автора, и его статьи-бестиарии. Я узнала для себя много нового об Анджее Сапковском, и меня это полностью устраивает. Разнообразить чтиво от автора - приятно.