Найти тему

Минфин, кажется, нашел выход для маркетплейсов из ловушки двойного налогообложения

До 2022 года онлайн-магазины стран ЕАЭС платили НДС в «стране отправления» товара

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Для устранения проблемы двойного налогообложения Минфин разработал механизм взимания НДС по принципу «страны назначения» при продаже товаров через маркетплейсы, пишут «Ведомости» со ссылкой на поправки в Налоговый кодекс (НК РФ), размещенный на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

История вопроса:

Согласно законопроекту, при продаже товаров российскими налогоплательщиками через электронные торговые площадки физлицам в пределах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия) НДС в России не уплачивается.

Одновременно при реализации продавцами из стран ЕАЭС товаров российским покупателям через электронные торговые площадки НДС будет исчисляться и уплачиваться этими площадками в российский бюджет.

В настоящий момент НК РФ не позволяет применять НДС по принципу «страны назначения» товара при продаже через интернет. Поэтому возникает двойное налогообложение НДС товаров, которые российские продавцы продают через электронные торговые площадки в Казахстан и Белоруссию.

В прошлом году Казахстан и Белоруссия начали взимать косвенные налоги со стоимости товаров, которые продаются на территории их стран.

С учетом размера налоговой ставки 12% в Казахстане и 20% в Белоруссии дополнительная налоговая нагрузка на отечественные маркетплейсы составляет 3,6 млрд и 3,8 млрд рублей. соответственно, подсчитали ранее в Ассоциации компаний интернет-торговли.

После принятия поправок при продаже товаров в ЕАЭС НДС в России взиматься не будет, продавцам нужно будет заплатить налог только в «стране назначения»: в Казахстане и Киргизии - 12%, в Белоруссии и Армении - 20%.

Если поправки примут, то параллельный импорт электроники из стран ЕАЭС станет менее затратным, поскольку ввозной НДС будет снижен с 20 до 16,67%. В этом случае зарубежная компания продает товар российской, т. е. Ozon или Wildberries, а она уже как собственник продает товар через маркетплейс физлицу, пояснил юрист налоговой практики МЭФ Legal Андрей Крамзин.

Напомним, в 2022 году почти половина или 46% онлайн-покупок во всем мире совершались через маркетплейсы. Это на 10% больше, чем в 2021 году. LR