От крыльца Уральского вокзала в Мичуринске, колоритном старом городе Тамбовской области, направо центр города, а налево - путейские слободки да промзоны. Конечно же, я выбрал второй вариант.
И почти сразу оказался в жутковатых трущобных задворках, в такой разрухе, которую давненько не встречал ни на Кавказе, ни на Байкале, ни даже на Дальнем Востоке. Скажем так - заброшенных домов и целых кварталов я видел немало, но тут более тяжёлый случай - когда заброшенное не отличить от живого.
В этом здании (1881), между тем, когда-то жили путейские инженеры, как например Сергей Брюхоненко, чей сын и тёзка ещё детстве сынженерил себе велосипед. А позже, выучившись в Саратове и уехав в Москву, изобрёл в 1926 году первый в мире аутожектор - аппарат искусственного кровообращения.
Понемногу привокзальная разруха сходит на нет, уступая место бескрайним массивам по-южному крепких частных домов с вагонами вместо гаражей, ухоженными оградками выкрашенных домиков и свинцовыми взглядами на чужака.
Посреди этой чернозёмной сельвы - заводской клуб, по виду 1960-х годов:
Ну а сам завод с ласковым названием "Милорем" буквально довлеет над домами и улицами:
"Милорем" - это всего-то значит Мичуринский локомотиворемонтный: официально он был образован в 1929 году, но - из комплекса железнодорожных мастерских, масштабом достойного иных флагманов тяжёлой индустрии.
Облепленная частным сектором краснокирпичная промзона тянется на километр, и я долго выискивал точку, с которой виден электромашинный цех, похожий на готический собор своим двухбашенным фасадом и почти 200-метровым "нефом":
В целом же, ходить по этим улочкам мне впервые за много лет поездок по России было страшновато. Во взглядах редких прохожих читалось то "Эт ишо кто, яепоял?!", то "Точно оттуда, ща дрона пустит!", то "ай, позолоти ручку!" - на одной из улиц я упёрся в сравнимый размером с иными цехами, такой же краснокирпичный и украшенный башенками особняк местного цыганского барона.
Узкий переулок (это название) вывел меня к развалинам старой пересыльной тюрьмы, основанной аж в 1720 году и в 1858 отстроенной в камне. Один из её корпусов, ещё в 1961 году ставший швейной фабрикой "Динамо", ломают:
А бывшее СИЗО с 2012 года просто стоит пустым:
Все места с кадра выше, само собой, не входили в программу блог-тура, но организаторы отлично придумали дать гостям пол-дня свободного времени.
Красная улица в Мичуринске - натурально, граница двух миров, этаких Ирана и Турана в масштабе одного города, где к северу легко не сносить головы, а с юга - красота, наука и отдых в отличных отелях вроде "Гостиного двора" или "Герасимова".