Найти тему
Бесполезные ископаемые

JEFFERSON AIRPLANE: В ОБХОД ХИТОВ И РАРИТЕТОВ

То и другое – как вещи, коммерчески успешные, так и неприметные арабески, всё это присутствует в сборнике, составленном RCA по примеру «Декки», когда её покинули Роллинги. Но главное в данном случае – это возможность зафиксировать размышления о песнях группы, наиболее наглядно изменившей лицо и сущность поп-музыки следом за Битлз.

В результате, вместо подведения итогов, получилась пластинка анонимной группы, очень похожей на «Джефферсон» первой пятилетки. Чему способствует отсутствие фото участников группы в оформлении обложки.

Идея объединить дюжину первоклассных композиций под заголовком «Худшее» выглядит как диверсия на борту самолета, как удар в спину монстра, пребывающего в расцвете творческих сил. Хотя её можно трактовать и как проверку на прочность.

«Худшее» – так могла бы называться компиляция MC5 или New York Dolls. Не говоря про VU, чей «Героин» можно назвать грозным антиподом «Белого кролика». То есть, всех тех, кому хронически не везло, тех, кто, подобно западным немцам, проигрывав войну, победили в мирное время, жертвуя сиюминутным признанием во имя будущего процветания.

«Джефферсон» делал свой шаг вперед в реальном времени, «здесь и сейчас», не исчерпав арсенал оригинальных идей, а скорее успешно завершив их испытания.

Иллюзию кавер-бэнда усугубляет отсутствие диковинок и потенциальных блокбастеров. По числу хит-синглов группа не может соперничать с такими шлягермахерами как Криденс или Three Dog Night. Две главные вещи – психоделическое болеро про Кролика и Somebody to Love – присутствуют, не заглушая остальной материал.

Однако, Today, вычлененная из программы номерного диска, поглощает внимание слушателя с утроенной силой. Предвосхищая болотный магнетизм тихих омутов Лучо Баттисти.

Внедрение фанка в зачаточные виды рок-музыки, включая фриско-саунд, происходило по-разному. И в этом смысле Plastic Fantastic Lover органично соединяет I’m a Man Стива Уинвуда с It’s Over группы The Troggs, чей отчаянный «курица лапой»-примитивизм завораживает и поныне.

В собрание «Худшего» вошла живая версия «Пластик Фантастик», несколько отличная от той, что на обратной стороне «Белого Кролика». А жаль, добавляют в таких случаях, не объясняя почему. В любом случае триада получается великолепная.

Lover закрывает Surrealistic Pillow так же, как It’s Over ставит отточие в финале «Трогглодинамита», оставляя ощущение, что это вовсе не конец, а начало звуковой невидимки, альбома, который возможно прослушать только интуитивно, силой воображения.

Два трека с некогда труднодоступной первой пластинки «Аэроплана» помогали составить о нем представление благодаря присутствию в сборнике Worst. Особенно Blues from an Airplane, чье зловещее парение нагнетает тревогу, заочно, всего на две минуты в атмосферу авиа-ужасов, начало которым положил «Кошмар на высоте 20 тысяч футов» – гениальный эпизод «Сумеречной Зоны».

Две инструментальные миниатюры – буколическое Embryonic Journey Кауконена - энтузиаста акустики а ля Джон Фэи, и жутковатая, похожая на трейлер «Соляриса», Chushingura Cпенсера Драйдена также позволяют приглядеться к ним внимательней, будучи вынуты из контекста двух перегруженных шедеврами лонгплеев.

Недостающие редкости раннего периода позднее всплывут на пластинке Early Flight, оформленной намного богаче, нежели виньеточный Worst. Там мы смогли послушать неотразимую High Flying Bird Джуди Хенске в интерпретации Сигни Андерсон.

И конечно, Have You Seen The Saucers – магнум опус, затаившийся под богатырским крылом самолета-оборотня, созданного конструкторским бюро Хейт-Эшбери…

We Can Be Together оказалась спрессована с «Добровольцами», которым на одноименном диске предшествует «Полюшко-поле» Льва Книппера.

Бессловесная цитата (2 мин. 36 сек.) из Lion Sleeps Tonight читается как шифрограмма в этом призыве к объединению людей доброй воли. А контрапунктирующая гитара Кауконена скрещивает Харрисона с каракулями Рона Эштона. Но это уже сугубо субъективное наваждение, только этим и ценное.

The Worst of – в самом деле название для бутлега Iggy and The Stooges, а не для творческого отчета сознательных либеральных хиппи-буржуа.

На горизонте маячили Bark, Long John Silver и Папа Джон Крич с лучезарной лысиной и электроскрипкой, за которую, его, опять же опережая время, могли бы прозвать «Хип-хоп со смыком»...

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

-2

-3

Telegram Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК

-4