Дорогие друзья, сегодня я продолжаю свою статью о И. Левитане - преподавателе пейзажной мастерской.
После рисования «леса» пейзажная мастерская Московского Училища ваяния и зодчества превратилась в прекрасную оранжерею. Каждая новая постановка была неожиданной и необычной – то это были роскошные азалии, белые с розовым, то серебристые листья бегонии, то большие листья папоротника.
Цветы стояли просто в горшках, как они стоят в цветочных магазинах. Учитель давал своим ученикам свободу выбора в задании, которая особо ценилась ими. Художники учились превращать сырую краску в живописный образ цветка. Выписывать цветок подробно в мельчайших деталях Левитан не позволял, иначе не было той живописности, к которой он стремился.
Исаак Ильич часто спрашивал своих учеников: «А из чего сделаны ваши цветы, что это: бумага, тряпки? Нет, вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком и тянутся к свету; надо чтобы от них пахло не краской, а цветами».
Левитан ставил перед учениками несколько задач: выявлять расстояние между цветами и их отношение к свету, писать фронтально, с боковым светом и против света. Это многообразие задач развивало мастерство его учеников. Цветы росли, цвели, отцветали – все это давало новые композиции для этюдов. Нужно было, заканчивая работу постепенно, обобщать целые куски, не возвращаясь много раз к одному месту. Это приучало к внимательному и четкому письму.
Однажды, в мастерскую Левитана пришел В. Беляшин большой и высокий человек. Неплохой рисовальщик и талантливый человек, он начал писать цветы какой – то вычурной манерой с некоторыми выкрутасами. Кому –то его работа понравилась. И. Левитан, некоторое время смотрел молча на его работу и вдруг не выдержал. Всегда мягкий и сдержанный, вдруг закричал: «Что вы делаете? Разве это цветы? Это какая – то мазня, а не живая натура. Нет уж, батенька, - уже успокоившись, продолжал он,- потрудитесь не мудрить и не гениальничать раньше времени».
Левитан старался по- возможности помогать своим ученикам. Когда –то, сам испытывая бедность, он старался делать это в необидной форме. Устроил учеников Сапунова и Липкина в Художественный театр в помощники. Узнав, что Петровичев пишет малярными красками, прямо дал ему денег на покупку художественных красок.
Поставьте лайк, всем добра и искусства! Искусство делает нас добрее!