Христианство с момента своего основания и до Константина Великого переживало тяжелейшие времена. Христиане переносили тяжелейшие гонения. Однако, как вышеназванный правитель сел на престол империи, последователям Христа не только удалось вздохнуть с облегчением. Их положение заметно улучшилось. Но в истории существует лидер Рима, который с этим не готов был смириться и именно о нём пойдёт речь в этой статье.
Содержание
1) Юлиан
2) Конфликт с Констанцием
3) Правление
3.1) Отношение с христианством
3.2) Война с Персией
4) Итоги
Юлиан
Флавий Клавдий Юлиан был двоюродным братом Константина и волею случая остался жив после войны за престол между его братьями. Его отправили в ссылку из-за подозрительности Констанция. Однако он же и сделал соправителем 23-летнего родственника. В качестве сближения и союза Юлиан женился на сестре Констанция и 6 ноября стал цезарем, номинальным правителем Галлии и Британии.
Он рос в Малой Азии и его учителем был крещённый гот-философ Мардоний. Но также на него оказывали влияние другие учителя, например Либаний или Ямвлих, которым ближе была эллинистическая философия, в частности, неоплатонизм. Это предопределило взгляды будущего императора.
При исполнении своей должности он смог прекрасно проявить себя, отбиваясь от франков, алеманнов и саксов. Под его руководством легионы разбили германцев под Аргенторатом. Выживших он отправил в качестве колонов в свои земли, тем самым увеличив число налогоплательщиков. Прорванный лимес он также восстановил. Кроме этого, он проявил себя и как администратор, когда отменил сбор недоимок по налогам, да и вообще снизил их размер с 25 до 7 солидов с человека. Это помогло ему заручиться поддержкой армии и народа.
Конфликт с Констанцием
Констанций а это время правил в Константинополе. Повышение популярности наследника совпадало со снижением популярности сына Константина Великого. Он сочувствовал арианству, признанному ересью на Первом Никейском Вселенском Соборе. И даже активно его продвигал, например, убрав влиятельнейшего римского епископа Либерия, ведущего борьбу с этим ответвлением и поставив своего человека.
И это в отношении, так называемых, наследников апостола Петра, как тогда называли иерархов Рима. Их решения обязывали глав церковных общин других областей выполнять их. Это пошло от того, что Пётр является основоположником церквей. Хотя это положение пытались оспаривать Антиохия, Александрия и Иерусалим.
При том, что внутри церкви существовали конфликты, все церковники были согласны, что Констанций не имел права снимать с такой должности человека церкви. Но это не остановило его от ещё более радикального шага. Он собрал свой собор и на нём провозгласил первенство арианства, не пригласив туда даже римского епископа, которого сам назначил. В этом было мало выгод в политическом плане, скорее, это обуславливалось его личными взглядами. Это сильно испортило отношение с иерархами, особенно западными, яро выступающими против арианского течения. Кроме того, к нему были претензии у куриалов и языческих кругов.
Оценивая ситуацию Констанций, обратил внимание на Юлиана, пользующегося популярностью. И потребовал у него сократить армию. Но его наследник тоже умел анализировать. Видя, что шансов в борьбе у него больше, он отказался. В этом его поддержали рейнские легионы, объявив его соправителем 1 февраля 360 года. Это запустило процесс их борьбы за единоличную власть, которая шла не слишком стремительно. Второй правитель не испытывал большого желания воевать со своим "коллегой" и даже безуспешно пытался договориться, а Констанций не мог покинуть восточные земли из-за угрозы со стороны Персии.
Имперский воин греческого происхождения, рождённый в Антиохии, Аммиан Марцеллиан в качестве шпиона в Армении следил за передвижениями врага. Восточные легионы были вынуждены сжигать поля и дома по пути персидской армии, чтобы поиск провизии оказался затруднителен. Войска империи встали лагерем на берегу Евфрата, но персы обошли их по нетронутой земле на севере по совету перебежчика. Встреча сторон состоялась у укреплённого города Амида.
По словам Аммиана Марцеллиана в город существовал лишь один проход, через узкое ущелье, которое и заняли римляне. Но персидская кавалерия смогла их обойти с двух сторон и зажать. Воины Рима оказались около суток в тесном помещении, без особой возможности для движения, да так, что даже трупы находились в стоячем положении. Среди них находился и римский шпион, боец и историк, позже написавший свой исторический труд "Деяния, или История", первые тринадцать томов которого утеряны.
На следующие сутки у римлян получилось пробиться к Амиде. Город задержал персов на 73 дня. Стены они обстреливали горящими стрелами, активно использовали бойцы восточного государства и боевых слонов, чем внушали ужас у населения и солдат. За это время начался мор, вызванный горой трупов. Осаждённые отбивались, но, наконец, персидская армия с помощью насыпи попала внутрь и перебила жителей. Аммиан смог сбежать, найдя в чаще лошадь, привязанную к мёртвому хозяину.
В итоге противостояния Констанций потерял не только Амиду, но и ещё две крепости и немало городов. У него забрали много земли на Востоке. Он боялся сосредоточить силы в том направлении, ведь всегда существовал риск, что Юлиан нападёт с другой стороны. Но долго он ему переживать эту ситуацию не пришлось, ведь 5 октября 361 года он умер от лихорадки, вызванной инфекционным заболеванием. Это сделало его соправителя новым единоличным правителем римской империи.
Правление
Когда Юлиан стал единоличным правителем в 361 году, он принял политику противодействия христианства в целях возрождения римской религии. Ослабление позиции христианского учения произошло из-за постоянных споров, вызванных приверженностью арианству Констанция II. В связи с воспитанием Юлиан же считал, что христианство - это грубая и нелогичная религия для немыслящих людей. Покорность и смирение, воспеваемое христианским учением, как он считал, совершенно не сочетались с его восприятием и противоречили римской идентичности. Своё крещение он назвал “кошмаром”.
Отношение с христианством
Сначала при нём начали открывать старые закрытые храмы богов римского пантеона. Христианам запретили преподавать литературу , а значит образованные люди могли получать только языческое образование, Соответственно карьерный рост ожидал только таких. Последователям Христа, наоборот, закрылась дорога ко всякому просвещению. Ведь они не желали отдавать детей в учебные заведения, противоречащие их правилам. Тогда начались попытки создавать свою учебную литературу, переиначивая библейские тексты на эллинистический лад. Таких сохранилось немного, от того, что им вряд ли бы кто-то дал удовлетворительную оценку.
Хотя его знают как Отступника, борюшегося с христианством, его можно назвать консерватором, который стремился вернуть былые традиции в целом. Это заключалось в старых границах империи и в прежних отношениях с окружающим миром. Он снова хотел объединить людей на принципах чувства гражданства, а не веры. Всё, что не римское - варварское. Также он покровительствовал городам, землевладельцам, куриалам, сократил двор. В общем, наводил порядок.
Отступник также хорошо понимал, что римский культ нуждается в модернизации, чтобы у него был шанс против набравшего вес христианского учения. Да и некоторые вещи пришлись ему по душе. Поэтому он приступил к сражению с ним не бездумно. От христианства были заимствованы некоторые положения, что выгодно отличали его от прежней традиционной религии. Ему импонировала иерархическая система и он пытался объединить всех жрецов в подобную. Сама служба главному языческим богам теперь походила на службу единому Господу. Также ему понравилась идея этических норм, сопровождающих вероисповедание, что также стало разрабатываться. При храмах даже начали устанавливать места для присмотра за неимущими.
Эту мысль поддержали жрецы, аристократы, придерживающиеся традиционных взглядов, некоторые философы. Однако армия и простой народ не особо проникся этой идеей. Понимая это, он не проводил репрессий в отношении христиан. Но все священники были лишены своих прежних привилегий. Также он любил высмеять это учение и делал это весьма остро, будучи прекрасно образованным человеком.
Его единомышленники отмечали, что он великолепный правитель, которому не всё равно на процветание и благо его подданных. Следующее его решение тоже имело важный смысл. Всем, кого изгнали за арианство он разрешил вернуться под предлогом свободы вероисповедания, чтобы христианство начало топить себя в постоянных спорах. И это можно считать прекрасной попыткой.
Война с Персией
При его активном занятии внутренней политикой и борьбой с христианством, он не мог не чувствовать опасность извне. Для того, чтобы ощущать себя более уверенно, он был вынужден обращаться к варварам, так как воевать на Западе с германскими племенами, а на Востоке с Шапуром II Великим было бы невозможно. Для этого он поселил франков в качестве союзников в Галлии и многим из них дал права римского гражданина. Обезопасив себя от германцев он в 363 году переключил внимание на Восток, начав с ними войну.
Он собрал 85 тысяч бойцов, среди которых находилось немало готов и довольно много арабов, имевших счёты с Шапуром. Он по своему переиначил идею Константина о священной войне, взяв с собой вместо христианских священников римских жрецов и предсказателей, а также греческих философов. Но здесь ставка не сыграла, ведь они начали спорить друг с другом, вместо того, чтобы объединить усилия. Суеверия и логика слабо сочетались.
30 тысяч солдат пошли вдоль Тигра, остальные вместе с императором отправились по Евфрату на кораблях. Их место встречи была столица Персии Ктесифон, где они бы зажали своих врагов. Аммиан писал, что флот Рима состоял из 50 галер и тысячи транспортных судов, которые также перевозили провизию, материалы для строительства. Шапур отступил из столицы, узнав об этой “армаде”. Юлиан осадил главный персидский город, когда царя там уже не было.
У Шапура было много времени, чтобы собрать армию, пока шла осада. Когда он пришёл отбивать город, Юлиан уже находился близко к успеху. Тогда император отступил вверх по Тигру, сохраняя своё войска, которое однако персы не оставляли. Им долго приходилось отбиваться от настигающих их персидских солдат. Подобное продолжалось в течении весны. К лету римляне уже настрадались от голода и ранений и в этом состоянии продолжали отбиваться. В июне лидера империи ранили копьём из засады в низ живота. И от потери крови он погиб, став на один уровень с Валерианом и Децием Траяном, которые погибли на поле боя. Аммиан описывая его смерть, рассказывал о том, как тот вёл философские беседы с двумя философами. Христианский историк Феодорит, наоборот, говорил об агонии и о последних словах отступника: “Ты победил галилеянин!”.
Итоги
Юлиан относился к образованному слою и его единомышленники его очень ценили. При том, что он набрал огромнейшую популярность в самом начале своего правления, дальнейший его императорский путь только раскалывал общество на части, деля его на приверженцев христианства и традиционного римского культа. Именно его продвигал Отступник. Кроме того, он, как консерватор, стремился вернуть величие и традиции былого Рима, однако не учёл, что общество изменилось и его реформы не смогут на него повлиять так, как он хотел. Христианское учение удовлетворяло современные этим событиям нужды, поэтому в этом он был столь безуспешен. В ходе войны с Шапуром, он проиграл и был убит в одном из сражений. Вот так, славно погиб последний император, который выступил против христианского учения. Других таких не было.
А вы как относитесь к Юлиану Отступнику?Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!