Найти тему
Краски и пиксели

Верная своему стилю Зинаида Серебрякова и её картины

Зинаида Серебрякова — одна из первых русских художниц, получивших широкую известность. Она продолжала рисовать, даже когда её картины не пользовались успехом, добилась славы лишь в 80 лет и, уехав во Францию, не смогла вернуться домой, к детям. По её жизни можно было бы снять фильм, ничего не меняя и не приукрашивая.

Родители - художники

Зинаида Серебрякова (1884-1967) родилась в талантливой семье: скульптора Евгения Лансере и художницы Екатерины Бенуа. Творческие гены всё-таки переходят по наследству. Отец, Евгений Лансере, создавал скульптуру малых форм, виртуозно изображал бытовые сцены и животных (чаще всего лошадей). Не имея профессионального образования, он добился признания самостоятельно.

Мама, Екатерина Николаевна, принадлежала известной художественной династии Бенуа, где практически каждый любил живопись и отлично рисовал. Она помогала мужу в создании эскизов, писала картины и, конечно, всё основное время посвящала воспитанию шестерых детей.

Кстати, дедушка Зинаиды, Николай Бенуа, был архитектором, дяди - известный критик Александр Бенуа и архитектор-пейзажист Альберт Бенуа.

Лучший художественный институт это семья

Зинаида была самым младшим ребёнком. У неё было два брата, Евгений и Николай, и три сестры: Софья, Екатерина и Мария. Дети росли в творческой среде и сами тянулись к карандашам и краскам. В семье с улыбкой говорили, что рисовать все Лансере умели с пелёнок. Отца Зина не помнила – он умер слишком рано, в 38 лет. Как и Евгений Лансере, она не училась в Академии художеств. Лучшими учителями были для неё творческие родственники и постоянная практика.

Семейный портрет. 1914
Семейный портрет. 1914

Образование

С художественной школой у Зины не сложилось. После окончания Коломенской женской гимназии она поступила в художественную школу княгини Марии Тенишевой, но проучилась там всего 25 дней до закрытия школы. В Академии художеств в Санкт-Петербурге Серебряковой не понравилось. А в Париже Зинаида Серебрякова училась рисунку и акварели в Академии де ла Грант Шомьер, которую советовал «дядя Шура» - Александр Бенуа.

Автопортрет с шарфом. 1911. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Автопортрет с шарфом. 1911. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Замужество

С будущим мужем Зинаида познакомилась ещё в детстве. Им оказался двоюродный брат Борис Серебряков, который не имел отношения к искусству. Борис был студентом Института путей сообщения в Петербурге. Много лет Зинаида и Борис скрывали свои чувства. Родители не стали препятствовать молодым, поддержав их решение пожениться. Только священнослужитель, который обвенчает близких родственников, нашёлся далеко не сразу. Борису пришлось объехать несколько церквей. Он уже отчаялся, как объявился священник, готовый «оформить» брак за кругленькую сумму – 300 рублей.

Семья

Семья обосновалась в имении Нескучное, которое находилось в Курской губернии. Здесь родилась Зинаида, и сюда на лето приезжала семья Лансере. В имении молодая пара проводит самые счастливые дни. Муж становится востребованным специалистом и часто уезжает в командировки. Но несмотря на частую разлуку, судя по письмам в семье царила любовь и гармония.

В это время Зинаида плодотворно пишет. Её вдохновляют деревенские пейзажи, крестьяне в белых рубахах и ярко-красных сарафанах. Серебрякова легко и играючи пишет «За туалетом. Автопортрет» (1909), который внезапно для неё со временем обрёл огромную популярность. Появляются дети – их у Серебряковых было четверо. Сыновья и дочери по примеру матери тоже начинали рисовать.

«Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…» — вспоминал Александр Бенуа.

Роковые перемены

Зинаида Серебрякова обретала поклонников, писала реалистичные портреты своих детей и родственников. Среди них – уютная домашняя сцена «За завтраком». Но прогремел гром среди ясного неба имения Нескучное – сначала революция, затем потеря супруга.

В 1919 году Борис заразился тифом в командировке и, вернувшись, умер на руках любимой. Зинаида овдовела в 36 лет, по роковому стечению обстоятельств, как и её мать. А Борис Серебряков, как и Евгений Лансере, не дожил до сорокалетия. Зинаида Серебрякова тогда писала в письмах, что никого никогда больше не полюбит. Замуж она больше не вышла.

Во Францию на заработки

Серебрякова начинает брать заказы, живя с детьми сначала в Харькове, затем в Петрограде в доме деда. К семье подселили двух жильцов, знакомство с которыми оказалось весьма полезным. Искусствовед Сергей Эрнст и художник Дмитрий Бушен открыли для Серебряковых притягательный мир балета. Художница писала балерин в Мариинском театре, старшая дочка занималась балетом. Но денег постоянно не хватало, за картины платили гроши. Зинаида Серебрякова решила уехать на заработки в Париж, где жил Александр Бенуа. В России остаётся мать и четверо детей.

«...Если бы Вы знали, дорогой дядя Шура, как я мечтаю и хочу уехать, чтобы как-нибудь изменить эту жизнь, где каждый день только острая забота о еде (всегда недостаточной и плохой) и где мой заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимое. Заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов». Из письма Зинаиды Серебряковой к Александру Бенуа. Петроград, 1923 год

Зинаида Серебрякова планировала уехать лишь на время, но во Франции она провела вторую половину своей жизни – 43 года. Со временем удалось добиться переезда к ней младшего сына Александра и младшей дочери Кати. Впрочем, и за границей картины Серебряковой не пользовались успехом. В моде были новые направления: дерзкие, авангардные. Кубистов и абстракционистов Зинаида не любила и не понимала. Она всё также продолжала следовать выбранному стилю и писать так, чтобы радовалась душа. Чаще всего моделями для картин были её дети, в особенности младшая, Екатерина.

В 1928 году Галина Серебрякова пишет портреты членов семьи бельгийского барона Броуэра. Он же спонсирует две её поездки в Марокко, где художница создаёт колоритные портреты, одни из лучших своих картин, написанных в эмиграции. Художница выполнила десятки набросков людей, чья красота её восхитила. Модели не могли позировать часами, приходилось схватывать черты лица на лету и рисовать быстро.

Зинаида Серебрякова увиделась со своими старшими детьми, которым разрешили приехать в Париж. Но в Россию она так и не вернулась. Благодаря Татьяне удалось организовать выставку работ матери. Серебрякова стала популярной и знаменитой в Советской России. Музеи покупали её картины, женщины восхищались её внешностью и стилем одежды. Вот только ей было уже за 80, когда открылись выставки и наступило всеобщее обожание.

По стопам матери

Дети Серебряковой нашли себя в искусстве. Татьяна стала театральным художником, Евгений – архитектором, Александр – книжным графиком. Екатерина была главной помощницей матери и художницей, писала пейзажи и натюрморты.

Понравились ли вам картины Зинаиды Серебряковой? Какая работа впечатлила больше всего? Хотели бы увидеть их вживую?

#серебрякова #русскаяживопись #русскоеискусство #изобразительноеискусство #красивыепортреты #авторскийстиль #лансере