Найти тему
George Rooke

Тимберовка - 1

Этот текст предназначался для журнала "Гангут", но по какой-то причине не был напечатан. Именно поэтому выкладывается в открытый доступ. Для удобства он разбит на несколько частей.

Проблема сроков службы кораблей практически не разбиралась в отечественной военно-морской литературе. Авторы, пишущие по теме, за редким исключением не пытались исследовать историю строительства английского или русского флотов, предпочитая упрощения реальности. Отсюда появились известные рассказы про то, что «в Англии корабль служил 50 лет, а в России - 5 лет», из чего делался вывод, что в России просто без толку переводили лес, и что мы – вообще страна сухопутная, и флот нам противопоказан.

Но если внимательно изучать документы и историю кораблестроения той же Англии, открываются удивительные вещи, связанные как с подходами к строительству, так и с подходами к ремонту и обслуживаю кораблей. И все становится не так однозначно.
Например, никакой английский корабль не служил без капитальных ремонтов (в парусную эпоху они назывались тимберовками) 50 лет. И сама система тимберовок была придумана изначально не для увеличения сроков службы кораблей.

Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Парламент и флот.

Что нужно, чтобы флот превратился в эффективную военную и хозяйственную организацию? Ведь флот – это не только адмиралы, офицеры и матросы, это еще и персонал верфей, кораблестроители государственных верфей, чиновники.

Прежде всего, нужно финансирование. Но как финансировать неизвестную величину? Ведь ранее, во времена Генриха VIII или Елизаветы I флот мог резко увеличиться с 20-ти кораблей до 140-ка, а то и до 200-т. Если флот у нас постоянный, скажем, 100 кораблей, и каждый корабль служит в среднем 10 лет, понятно, что каждый год мы должны закладывать 10 новых кораблей, чтобы поддерживать заданную численность корабельного состава. Здесь появляется возможность долгосрочного планирования трат и расходов на флот. Что касается ситуации при Генрихе и Елизавете – на 20, 140 или 200 кораблей деньги нужно выделять на порядок разные, то есть никакого финансового прогнозирования не получится.

Соответственно, есть два варианта решения проблемы:

Определить какой-то численный состав, который желательно содержать для обороны своих берегов, и уничтожения противника.

Определить количество денег, выделяемых на военно-морские силы, и «по одежке протягивать ножки», то есть строить и восполнять флот исходя из бюджета.

Англичане объединили эти два варианта, причем поступили очень оригинально. Но давайте по порядку.

Во времена Карла II корабли строились совершенно бесконтрольно, в Парламенте король, секретарь Адмиралтейства Сэмьюэл Пипс (Pepys) и адмиралы просто говорили, какая сумма нужна, и Парламент после продолжительной драки либо выделял деньги, либо урезал бюджет, а иногда и вообще не выделял ничего. Примером могут служить парламентские дебаты 1677 года и программа «тридцати новых кораблей» для Роял Неви.

Если в 1665 году английский флот состоял из 102 кораблей против 81 голландского и 36 французских, то через 10 лет картина была совершенно иной. У Англии из-за недофинансирования было всего 77 кораблей, и это против 108 голландских и 85 французских[1]. В результате ведомством Пипса в Парламент было внесено предложение о постройке 20-ти новых кораблей, а чуть позже количество увеличили до 30-ти. При этом на постройку просили ни много, ни мало – 1 миллион 600 тысяч фунтов, тогда как весь бюджет Роял Неви (без предлагаемых к постройке кораблей) составлял на тот момент 2.2-2.4 миллиона фунтов стерлингов. Парламентарии встретили проект со сдержанным скептицизмом. Как саркастически отметил один из депутатов: «1 миллион 600 тысяч за 30 кораблей – это значит по 53 000 фунтов за корабль. Они будут полностью сделаны из золота и серебра?» Рассказы Пипса о возросшей силе французского флота вызвали лишь улыбку Палаты Общин: «Король Франции не сможет своим флотом штурмовать Вену», намекая на то, что главным противником Франции являлась Священная Римская империя, для борьбы с которой нужна армия, а не флот.

Однако серия побед французского адмирала Абрахама Дюкена в 1676 году в Средиземном море заставила подойти к финансированию флота более серьезно. В результате почти годовых дебатов было решено выделить 600 тысяч фунтов на постройку одного корабля I ранга водоизмещением в 1400 тонн, девяти кораблей II ранга в 1100 тонн, и двадцати кораблей III ранга в 900 тонн. При этом постройка их растянулась на 10 лет (1676-1685 годы) из-за того, что сумма поступила не полностью, а отдельными неравномерными траншами.

Кроме того, в полный рост встала проблема истощения лесных ресурсов. Ведь в 1670-м году была сведена на «нет» последняя английская дубрава недалеко от Линдхерста – речь о Форест Эйр (Forest Eyre), то есть качественный лес теперь нужно было закупать, а не вырубать в своей стране. И эта проблема тоже требовала финансового решения, то есть увеличения бюджета флота.

Сводная таблица строительства и закупки иностранных кораблей в Англии из книги Брайанта «Сэмьюэл Пипс: спаситель флота»[2]:

Из таблицы видно, что после 1680 года Парламент фактически свернул строительство новых кораблей. В результате Пипс, пришедший в Адмиралтейство в 1684 году после опалы, обнаружил, что в состав Королевского флота – всего лишь 24 корабля и фрегата, с 3070 моряками. В результате героических усилий часть фактически сгнивших кораблей была восстановлена, и к 1688 году Роял Неви мог вывести в море уже до 70 кораблей. Восстановление флота обошлось в 1 051 384 фунта стерлингов.[1].

И все-таки, вернемся к главной проблеме – численности корабельного состава. Ведь от этого зависят и количество матросов на флоте, и размеры складов, и, в конечном счете, бесперебойное финансирование.

Что мы видим из вышеприведенной таблицы?

Да совершенно нерегулярные финансовые вливания! Согласно королевскому эдикту 1677 года размер корабельного состава был обозначен в 107 кораблей, а срок жизни корабля – в 5 лет. То есть в год надо было вводить в строй 22 корабля. Мы видим в первую пятилетку введенными в строй 39 кораблей, во вторую – 30 кораблей, в третью – 55 кораблей, в четвертую – 10 кораблей, в пятую – 7 кораблей. То есть совершенно нецелевое расходование средств, и полное отсутствие планирования. Понятно, что 55 кораблей, введенных в строй в 1676-1680 годах к 1686-1690 годам году просто превратились в труху, но взамен флот получил не те 22 корабля которые нужно, а всего 7. Естественно, это был порочный круг, из которого надо было как-то вырываться.

И вот в 1686 году вернувшийся в Адмиралтейство Сэмьюэл Пипс находит гениальный юридический выход – теперь перестройки и тимберовки кораблей проходят как постоянные траты Адмиралтейства, тогда как постройка новых кораблей обязательно согласовывается с Парламентом. Поскольку согласование с Парламентом было делом долгим и муторным, на 1686 год был зафиксирован численный состав кораблей, в пределах которого можно было производить легкие и капитальные ремонты, и численность эта зафиксировалась в районе 100 кораблей. Да, иногда она снижалась до 86-90 боевых единиц, иногда возрастала до 120-ти, но костяк теперь всегда колебался в районе цифры «100».

Что такое «тимберовка» по-английски?

Как же это нововведение работало? Попробуем объяснить. К примеру, 100-пушечный корабль I ранга «Роял Соверен» пришел в негодность. Самое логичное решение – пустить его на слом, и построить новый, но, как мы помним, строительство новых кораблей всегда согласовывается с Парламентом, а это дело долгое и муторное. Поэтому мы отправляем условный «Роял Соверен» на перестройку (rebuild). По идее мы должны разобрать линкор по досочке, просмотреть каждую деревянную деталь, испорченные детали заменить новыми, и собрать его обратно. На деле же все происходило совершенно иначе – старый «Роял Соверен» разбирался на верфи, к примеру, Ширнесса, испорченные детали выкидывались, хорошие – складировались, а в то же время где-нибудь в Вулвиче строился совершенно новый линкор под тем же названием.

Парламентарии сначала были очень довольны нововведению, но потом закралась мысль, что без обмана тут не обошлось, и тимберовку разделили на «верхнюю» (repair, или работы по замене деталей корабля, находящихся над водой, без постановки корабля в док) и «нижнюю», или полную (rebuild, когда корабль заводился в сухой док и разбирался). Вот на последнюю были установлены ограничения по определенному количеству кораблей в год (как раз после того, как Пипс в 1686-1689 годах провел по строке «rebuild» 69 кораблей I-III рангов и, по сути, построил новые корабли, используя термин «перестройка»)[2]. Тем не менее, нововведение Пипса было гигантским скачком вперед – теперь законодательно закреплялась численность корабельного состава Роял Неви, и можно было формировать постоянный морской бюджет.

[1] Здесь и ниже данные по J.D. Davies «Pepys's Navy: Ships, Men and Warfare 1649-89» - Seaforth Publishing; 1-st Edition edition, 2008 г.

[2] A. Bryant «Samuel Pepys; The Saviour of the Navy» - The Reprint Society Ltd; Reprint edition, 1953.

[1] Там же.

[2] Там же.

-2