Найти тему
Ежедневник учителя

Модель портфолио. Оформляем правильно

Оглавление

Часть 1

Часть 2

Оформление «портфолио»

Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии со структурой, принятой в образовательном учреждении (ОУ).

При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

  • систематичность и регулярность ведения портфолио – 1 раз в четверть/полугодие;
  • достоверность сведений, представленных в портфолио;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • разборчивость при ведении записей;
  • целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
  • наглядность;
  • сохранность портфолио (по усмотрению ОУ).

Образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося

В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.

При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

  • обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
  • заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;
  • классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости;
  • учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
  • педагог-психолог, проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

Тут все понятно, портфолио ведет сам ребенок, а родители и учителя его направляют и помогают. Однако, как ребенок в начальной школе будет сам с этим справляться не совсем понятно. Видимо, эта работа ляжет на плечи родителей и классного руководителя.

-2

Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся

Учёт результатов позволяет сделать выводы:

  • о сформированности универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач;

Портфолио учитывается:

  • при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников;
  • при проведении внутришкольного контроля;
  • в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ, контроль качества образования).

Тут тоже все понятно, учет результатов портфолио для самой школы. Так сказать, надо выделиться на фоне других школ: «Смотрите, что у нас есть… портфолио… Смотрите, какие у нас умные и талантливые дети, а вы чем ответите?»

Таким образом, можно выделить основные выводы:

  • Портфолио – это накопление всех полученных достижений ученика, не только в рамках образовательной, но и в рамках внеурочной деятельности.
  • Цель портфолио – не гонка за грамотами, а повышение самооценки ученика, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.
  • Ребенок свое портфолио должен собирать и оформлять сам под руководством родителей и классного руководителя.
  • Портфолио повышает престиж школы.