Радиослушатели 50-х порой относились к передачам в записи с предубеждением. Прямой эфир казался более живым и искренним, более настоящим, что ли? Действительно, долгое время на радио преобладали прямые трансляции - техника не позволяла делать качественную запись для радиовещания. Но технологии не стоят на месте - и звукозапись стремительно совершенствовалась.
Запись совсем не ухудшает, а улучшает качество передачи! - разъясняет читателю журнал "Огонек" 1954 года.
Знаменитый актер мастерски спел арию. Но исполнение нескольких музыкальных фраз его не удовлетворяет. Он повторяет их снова и снова, а оператор из нескольких лент магнитофона монтирует одну. И в эфире ария звучит так, как, возможно она не удавалась актеру в особом "ударе".
Читателям предлагают заглянуть в радиостудию - вот идет запись русского хора:
В зале расположено множество микрофонов. Женщина справа на переднем плане - звукорежиссер. Она "с помощью особого устройства - пульта" включает попеременно различные микрофоны, выделяя отдельные части хора. И теперь в записи песня слышна не "плоско", а так, будто вы находитесь в большом концертном зале.
"Игра" микрофонами требует большого мастерства, она накладывает отпечаток на звучание, споря порой даже с дирижером. Поэтому работу звукооператора принимает худсовет. В таких худсоветах принимают участие самые известные и признанные деятели искусства!
Вот в студию пришел Дмитрий Дмитриевич Шостакович:
Вместе с другими членами совета Дмитрий Дмитриевич принимал участие в записи своей Первой симфонии, а теперь слушает оперу "Севиль" азербайджанского композитора Фикрета Амирова. Премьеру оперы в Баку Дмитрий Дмитриевич посетить не смог, и теперь с удовольствием слушает запись.
Магнитофон значительно обогащает звуковые впечатления и познания музыканта. Благодаря магнитофону мне удалось собрать дома библиотеку звуковых записей: народные мелодии, классику, произведения товарищей, собственные сочинения.
Д.Д. Шостакович
На 1954 год фонотека Дома звукозаписи Всесоюзного радио составляла 60 тысяч единиц. На магнитной пленке - голоса Горького, Шаляпина, игра Рахманинова, документальные записи давно минувших событий...
Дикторы Главного управления радиоинформации... Особые голоса на радио! Их голос будит и провожает ко сну, именно они сообщают важнейшие новости! Дикторам подражают, по их произношению учатся правильной речи. Стоит диктору неверно произнесли слово, и назавтра ошибку повторят тысячи радиослушателей! Поэтому ошибок быть не должно - дикторов консультируют виднейшие лингвисты, в директорской комнате дежурят языковеды. Здесь своя большая - более 5 тысяч слов - картотека ударений.
Дикторы должны быть художниками речи - театральные педагоги учат их находить краски и интонации для разных сообщений.
Перед эфиром или записью дикторы вчитываются в текст, вживаются в него. И, конечно, волнуются. Вот диктор Татьяна Дмитриевна Соболева рассказывает своим юным коллегам - Валерику Головицеру и Нине Орловой, принимающим участие в записи "Пионерской зорьки":
- Это ничего, ребята, что вы волнуетесь, ребята. Сколько лет работаю на радио - и со мной то же самое. А вот приступят к записи - и всё само пройдет.
Чтобы не выйти из роли, актеры при записи играют, как на сцене - ходят, вертят в руках предметы, жестикулируют. Физические действия помогают выстраивать настроение.
"Гимнастика по радио" записывается так, будто происходит на глазах у зрителя - и реплики ведущего: "Так, хорошо, очень хорошо... Наклоны глубже, следите за дыханием!" это слова, адресованные "позёру" - физкультурнику, выполняющему движения.
Иногда запись для передачи ведется не в студии, а там, куда отправили журналиста взять интервью. На следующей фотографии идет запись радиожурнала "За доблестный труд". Операторы И. Иванов и журналист Л. Пикалёв берут интервью у учащихся ремесленного училища №1 при Московском автозаводе имени Сталина. Ученица Валя Шубина рассказывает о мастерской:
Записи делились на "оперативные" и "фондовые". Последние передавались на хранение, а оперативные со временем стирались - пленка использовалась для следующих записей.
Дом звукозаписи Всесоюзного радио был уникальным по подбору специалистов-энтузиастов, оборудование обновлялось, шел творческий поиск, была собрана огромная фонотека.
Вот такая история...
Остаюсь, как всегда, искренне ваша - Умная Эльза!