«Невозможно понять, что он за человек, он очаровывает и сводит с ума одновременно, словно змея, он ускользает из рук - в сущности, его волнует только он сам и то, чем он занимается» - именно так описал Сергея Дягилева французский художник Анри Матисс.
Действительно, понять «Священного монстра» было непросто: он поражал своей деятельностью, энергией и потрясающим талантом собирать вокруг себя самых разных людей, заинтересованных в искусстве.
Писатель и драматург, организатор и антрепренёр. Он создал кружок единомышленников, начал публиковать журнал «Мир искусства», познакомил Запад с русской культурой, занялся историей и коллекционированием. Найти ещё более деятельного человека не так-то просто.
Детство и юность
Сергей Дягилев родился 31 марта 1872 года в деревне Селищи Новгородской губернии, в семье офицера и потомственного дворянина Павла Дягилева.
У Дягилевых устраивали литературные и музыкальные вечера, их дом был центром культурной жизни Перми.
В 1890 году Дягилев вернулся в Петербург, чтобы учиться одновременно на юридическом факультете и в консерватории под руководством Николая Римского-Корсакова.
Однако, ни юриспруденция, ни карьера музыканта не привлекали молодого Дягилева. Он активно начал погружаться в художественную жизнь, проявляя свои организаторские способности.
Устроив несколько выставок современников, Дягилев сполна ощутил предвзятое отношение консервативных критиков и язвительных фельетонистов. Но, как говорится, чёрный пиар - это тоже пиар, так что авторитет Дягилева только рос, а сам будущий организатор познакомился со множеством удивительных творческих личностей, которые создали кружок «Мир искусства».
Кружок единомышленников
По началу это было скорее любительское общество Питерских художников-академистов, которые восхищались городом на Неве и были склонны к романтизму и мечтам об ушедшем. Александр Бенуа, Вальтер Нувель, Дмитрий Философов, Константин Сомов и Леон Бакст собирались, чтобы совместно изучать историю искусств (главным образом живопись и музыку).
Возможно, эти деятели так и остались кружком по интересам, если бы не Дягилев. Благодаря энергии и организаторскому дару идейного вдохновителя узкий круг избранных любителей искусства перерос в солидную группу с целями и реальными планами по развитию. Так родилось общество «Мир искусства». К нему присоединились московские художники: Константин Коровин, Валентин Серов, братья Васнецовы и Михаил Врубель.
Бенуа писал: «Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки — академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий… И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным ….. их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
Журнал «Мир искусства»
В 1898 году при поддержке мецената Саввы Мамонтова, который был готов брать под свое крыло любого, кто попросит помощи, вышел первый номер журнала «Мир искусства», редакторами которого были Сергей Дягилев и художник Александр Бенуа.
«Искусство, чистое и свободное» — девиз журнала, который объединил творческие устремления многих «мирискусников». Ключевой темой иллюстраций стал Санкт-Петербург. Художники открыли современникам красоту этого города, разрушив установившийся во второй половине XIX века его восприятие как безликого и «казенного».
Журнал-манифест выходил с 1898 по 1904. Изначально в журнале было 3 раздела: художественный, художественно-промышленный и художественные хроники. В конце 1899 года в журнал добавили литературный отдел, где стали по большей части публиковаться писатели-символисты.
Главной задачей журнала Дягилев считал необходимость знакомства читателей с произведениями художников «нового стиля».
Сам драматург написал несколько статей для журнала, освещая важность сохранения произведений искусства старых мастеров.
Закрытие журнала
Так как «Мир искусства» не имел большой читательской аудитории (тираж едва превышал 1000 экземпляров), в 1904 году было принято решение закрыть журнал.
Несмотря на то, что журнал прекратил свою деятельность, Дягилев был полон новых идей, одной из которых стала популяризация русского искусства в Европе.
«Русские сезоны» Дягилева
После закрытия журнала Дягилев целиком сосредоточился: на балетной антрепризе, начав плотное сотрудничество с Вацлавом Нижинским, Николаем Рерихом, Натальей Гончаровой и многими другими.
«Мне кажется, теперь настал наилучший момент для того, чтобы объединиться и как сплоченное цельное занять место в жизни европейского искусства» - так писал Сергей Дягилев в письме к художникам и музыкантам с целью привлечь их к участию в «Русских сезонах».
В программу Сезонов вошли балет «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Копсакова и балет по мотивам русских народных сказок «Жар-птица». Музыку к последнему антрепренер попросил написать Анатолия Лядова, но тот не справился и заказ перешел к молодом композитору Игорю Стравинскому.
Первым Русским сезоном Дягилева стала выставка «Два века русском живописи и скульптуры». Она открылась 16 октября 1906 года в выставочном центре Гран Пале. Специально для выставки Лев Бакст и Александр Бенуа оформили большой, подробно иллюстрированный каталог.
Самым противоречивым Русским сезоном стал четвертый, премьера которого состоялась 19 мая 1909 года. Дягилев представил французской публике балет «Весна свяшенная» на музыку Игоря Стравинского. Большинство зрителей и критиков не оценили новаторскую хореографию балета: во время спектакля зрители топали ногами, требуя прекратить это безобразие.
Сам Дягилев решил не снимать балет, говоря: «Это провал, но провал триумфальный!»
Распад кружка «Мир искусства»
Начиная с 1907 года Дягилев большую часть времени проводил в Париже с «Русскими сезонами». Организационная деятельность в кружке постепенно перешла к Бенуа, который скорее отвечал за идеологию.
В 1910 году руководителем объединения стал Николай Рерих. B 1921 голу главой «мирискуссников» был назначен Илья Машков - представитель общества «Бубновый валет», что привело к окончательному распаду кружка.
«Мы слишком любили мир и красоту вещей, и не было тогда потребности нарочито искажать действительности. Мы были наивны и чисты, и может быть в этом было достоинство нашего искусства» - Мстислав Добужинский.
Неоспоримый вклад Сергея Дягилева в развитие русского искусства
Дягилев внес огромный вклад в развитие русской культуры. Он открывал таланты, старался помочь людям почувствовать себя причастными к волшебному миру искусства.
Игорь Стравинский, восхищаясь своим другом и его колоссальной работой по развитию балета, писал: « … Возникли ли бы эти тенденции без Дягилева? Не думаю».
Для одних Дягилев был «русским барином» с легкой полуулыбкой и крупной, монументальной фигурой, для других - настоящим гением с выразительной живостью лица. Однако каждый, кто знал его, отмечал, что никто так не восхищался русским искусством и готов был работать днями и ночами для того, чтобы все смогли приблизиться к нему, как Дягилев.
«Надо идти напролом. Надо поражать и не бояться этого, надо выступать сразу, показать себя целиком, со всеми качествами и недостатками своей национальности» - Сергей Дягилев.
Какое впечатление у вас сложилось о Дягилеве? Буду рада почитать ваше мнение в комментариях))