В обновленном реестре объектов культурного наследия прежде безымянный двухэтажный дореволюционный особнячок с башенками-шатрами, узорчатыми кирпичными стенами, колоннами с белокаменной отделкой и резными деревянными карнизными кронштейнами на Ленинской, 79 получил название «Жилой дом С.Е. Пермякова».
Хотя успешный предприниматель, общественный деятель, эстет, библиофил и самарский городской голова в 1914-1916 годах Сергей Ефремович Пермяков на тогдашней окраине не проживал, особняк не строил, а владельцем его был меньше двух месяцев – в промежутке между освобождением из-под ареста и бегством с семьей из Самары. Обо всем по-порядку.
По данным расчетных книг городской Управы по сбору налогов с недвижимости, с 1874-го по 1891-й годы дворовым местом владела мещанка К.Я. Урванцева, следующие десять лет – М.С. Богомолова. В 1902-му году а усадьбу, на которой к этому времени стояли деревянный флигель и изба, приобрел самарский мещанин С.В. Филатов, в течение двух последующих лет выстроивший кирпичный «терем» с белокаменными деталями и нарядными шатрами-башенками по углам.
Уличный фасад двухэтажного на цокольном этаже здания имел симметричную трехчастную композицию с фланкирующими выступами-ризалитами и традиционный декор из высококачественного фигурного кирпича. Горизонтальное членение выполнено многоярусным междуэтажным карнизом, прямоугольные окна первого этажа декорированы замковыми камнями и подоконным карнизным поясом.
Подоконный парапет украшен прямоугольными филенками, простенки заполнены рустом. Оконные проемы второго этажа со скругленными углами обрамлены «обтекающими» их форму наличниками, снизу проходит подоконный пояс с квадратными нишами-ширинками. Прямоугольные ниши так же декорируют пилястры в междуоконных простенках, фриз центральной части украшен поясками и рядами поребрика.
В боковых ризалитах расположены входные порталы, обрамленные массивными колоннами, базы и основания которых выполнены из белого камня . Фриз портала украшен прямоугольными нишами-ширинками, ко входу ведут белокаменные ступени. Подкарнизная часть ризалитов украшена поребриком и квадратными ширинками.
Деревянный венчающий карниз с геометрическими узорами поддерживается резными кронштейнами, изначально «деревянное присутствие» дополнялось мансардными окнами в «кружевных» наличниках. Главными элементами композиции служили шатровые башни над ризалитами – декорированные круглыми слуховыми окнами с орнаментальным обрамлением, парапетными столбиками в виде башенок и увенчанные луковичными главками со шпилями. Деревянный фриз башен так же украшали кронштейны, филенки и ниши-ширинки.
Справа к зданию примыкала каменная арка въездных ворот с фигурной аттиковой стенкой с нишами и филенками и белокаменным цоколем.
Весной 1918-го, как известно, усадьба перешла в собственность потомственного почетного гражданина Самары С.Е. Пермякова – и в свете предшествующих и последовавших событий покупка выглядела довольно странной.
Как известно, Сергей Пермяков, успешно сочетавший коммерческую деятельность с общественной , возглавлявший Самару в трудные годы Первой Мировой и проделавший огромную работу по организации деятельности тыловых служб, в конце 1917-го был, как и другие городские «богатеи», арестован большевиками с требованием уплаты выкупа.
Усилия жены, «достучавшейся» до Ленина и связи с А.Д. Цюрупой помогли освобождению - но уже в мае 1918-го, во время анархо-максималистского мятежа вместе с женой и дочерью Самару покинул. Если вспомнить, что в начале 1917-го года Сергей Ефремович выкупил у братьев Ивановых здание ресторана «Аквариум» на ул. Самарской и подарил его Самарскому обществу народных университетов – можно предположить, что усадьба Филатова тоже была приобретена в каких-то благотворительных целях.
После бегства из Самары Пермяковы попали в маленький немецкий городок Бальцер (сейчас Красноармейск) в Саратовской губернии. Здесь семья провела «с огородом и козой» страшные годы поволжского голода. Бывший градоначальник выращивал овощи, косил траву для козы-кормилицы. С 1923-го года поселились в Саратове, где Сергей Ефремович служил бухгалтером, затем перебрались в подмосковную Малаховку.
Кирпично-деревянно-белокаменный особняк на Ленинской, 79 после национализации по-прежнему использовался под жилье, за прошедшие сто лет ни разу не ремонтировался. Стены из дореволюционного кирпича и декор из светлого камня до сих пор выглядят достойно, а вот барочно-готические фигурные башенки над кровлей порядком обветшали и несколько лет назад были-таки «отремонтированы». Что сказать о «свежем ремонте» крыши? Лучше ничего не говорить.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете