Братья Григорий и Иван Федоровичи Ивановы стали известны всей Самаре после открытия в 1906-м году на улице Мечетной (Самарской) – тогда это была граница города – нового ресторана-варьете под названием «Аквариум». Хотя известность эта была двусмысленной – как и отношение в целом патриархальной Самары к подобным увеселительным заведениям.
Обо всем по порядку. Родом братья были из города Бежецка Тверской губернии. Предпринимательскую карьеру начали в качестве буфетчиков на Бежецкой железнодорожной станции. Служба оказалась доходной, позволила накопить денег, и Иван с Григорием, открыв Торговый дом, создали уже целую сеть собственных буфетов-забегаловок типа «бистро» по всей линии Самаро-Златоустовской железной дороги. А осесть братья решили в богатой и перспективной Самаре , и здесь же развернуть гостиничный и ресторанный бизнес.
Уже будучи владельцами гостиницы «Гранд-Отель» на Дворянской, заказали архитектору Михаилу Квятковскому, проводившему в это время ее реконструкцию, еще и проект нового ресторана с большим концертным залом и отдельными кабинетами.
Архитектурное решение ресторана-варьете, открывшегося 6 октября 1906-го года, показывало новую тенденцию «рационального» модерна – компоновку лаконичных строгих разноэтажных объемов, выставленных на высокий цоколь. Центральная часть массивного трехэтажного здания была выделена выступом-ризалитом с эркером и аттиковой стенкой со смотровой площадкой, вход в южной части увенчивал тяжелый козырек на выносных прямоугольных колоннах. Прямоугольные окна – характерных для «модерна» вытянутых пропорций, как, впрочем, и подковообразные боковые окна первого этажа.
Эркер «Аквариума» очень похож на "фирменный" эркер другой известной постройки Квятковского – «готического» особняка Субботиной-Маркисон на Алексея Толстого,30. Главным декоративным элементом лаконичного здания служила металлическая конструкция, имитирующая купол на завершении эркера. Фасад украшали фигуры танцующих вакханок, напоминающих об эллинистических Дионисиях в честь бога виноделия – и «Аквариум» действительно сразу стал центром веселья и кутежа и самым шикарным рестораном Самары за всю ее историю. Давал представления театр варьете, пели казачий и цыганский хоры, приглашались модные гастролеры. В отдельных кабинетах «обмывались» удачные сделки, велись деловые переговоры и назначались тайные свидания.
Без скандальных происшествий тоже не обходилось – газеты периодически писали об офицерских ночных драках с перестрелками, нападениях на кафешантанных певиц и называли "Аквариум" "самарским привилегированным притоном" – но заведение Ивана и Григория Ивановых подобные "мелкие неприятности" поколебать не могли.
Самарский полицмейстер , увидя автомобиль Ивановых, отдавал им честь, поскольку на нужды полиции братья, согласно архивным сведениям, денег не жалели и оплачивали ее счета безоговорочно. И все шло прекрасно, пока, как гром средь ясного неба, в 1914-м стараниями Михаила Челышева не грянул сухой закон.
Удушение «зеленого змия» быстро обнулило доходы предприятия, а точку поставил люмпенский погром заведения 5 ноября 1916-го года. Братья Ивановы оказались дальновидны – быстро продали все предприятия и покинули Самару, отбыв в неизвестном направлении.
А кто же и зачем купил ресторан, ставший нерентабельным в условиях войны, инфляции, «сухого закона», нехватки топлива и продовольствия? Купил на личные средства бывший городской голова Сергей Пермяков для того, чтобы подарить здание Самарскому обществу народных университетов, которое собственного помещения не имело.
Выкупил в январе, а уже в марте вместо ищущего развлечений купечества в здании появились серьезные люди - но вовсе не из университетского общества. Бывший ресторан, не считаясь с "устаревшим" понятием права собственности, самовольно заняли комитеты политических партий – эсеров, меньшевиков и большевиков. Можно сказать, кабаре стало эпицентром революций.
К осени здание полностью перешло комитету РСДРП, в 1919-м муниципализировалось, а в 1922-м в бывшем кафешантане была образована первая в области пионерская дружина. С 1930-го здание превратилось в Дворец детей с краевым ТЮЗом, театром кукол и детской библиотекой.
В 50-е годы кукольный театр и библиотека переехали, и театр юного зрителя надолго стал единственным «жильцом». Кстати, в самарском ТЮЗе служил в 70-е годы исполнитель роли Шарикова в «Собачьем сердце» Владимир Толоконников, и именно в самарский период ему, что называется, улыбнулась удача - с пятой попытки(!) поступил в Ярославское театральное училище.
В лихие 90-е бывшему самарскому кабаре пришлось послужить в качестве торгового центра. Позже все встало на свои места, и сейчас в бывшем театре-ресторане гостей встречает театр кукол
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете