Найти тему

Фильм «Всего одна ночь» или о том, как в СССР преступников ловили

Оглавление

В 1970-е годы в Советском Союзе снималось много фильмов о милиции. Видимо, этому находились свои причины. Во-первых, жанр детектива всегда привлекал зрителей, заставляя их находиться в напряжении, во-вторых, эти фильмы несли в себе некий воспитательный подтекст. Показывалось, как отвратителен путь тех, кто решил пойти против законов общества, а также демонстрировалось, что преступники не смогут спрятаться от справедливого возмездия.

Но меня всегда привлекал именно этот воспитательный подтекст, которого практически нет в других фильмах зарубежных стран. Там все просто: бандиты и детективы, погони, преследования, знойные женщины.

А у нас всегда «преступление и наказание». То есть высокий нравственный смысл. Человеколюбие там, где его по законам жанра быть не должно.

Этой глубиной, психологизмом привлекают меня советские фильмы о милиции.

Вот один из них. Называется «Всего одна ночь», снят на «Беларусьфильме» в 1976 году.

Играют здесь многие известные актеры: Михаил Глузский в роли подполковника милиции Борового, Владимир Новиков в роли его сына лейтенанта Борового, Сергей Проханов (тот самый «усатый нянь») в роли незадачливого, жадного и глупого злодея и многие другие.

Чем же интересен фильм?

Наверное, сюжетом. С первых кадров возникает тема отцов и детей. Умудренный опытом старый партизан Великой Отечественной войны, а теперь подполковник Боровой выходит на ночное дежурство. Он отвечает за спокойствие всего города. В его группу входит его сын, который принадлежит к другому поколению. Молодому Боровому хочется сделать что-то важное и полезное, но это не удается, поэтому в милицейской работе он видит только рутину. Ну украли в столовой у женщины пальто, ну колесо из багажника кто-то утащил.

А он стремится быть по-настоящему полезным людям. И сделать что-то серьезное, большое.

-2

А еще не хочет быть «папенькиным сынком», чтобы все показывали на него пальцем, что, мол, сделал карьеру в милиции благодаря заслуженному родителю.

Отец это понимает. И узнав о внезапном убийстве, посылает сына на расследование этого трудного дела.

Быстро выясняется, что убит таксист, а его разбитая машина брошена рядом. Лейтенант проявляет не только смелость, но и находчивость и знание глубин человеческой психики. Он умело общается со свидетелями, обращаясь к их человечности. И они находят в себе силы не скрывать то, что они видели, а рассказать милиции, хотя преступников они сильно боятся.

-3

Лейтенанту Боровому помогает товарищ, а еще подросток-хулиган Лешка, которого он должен был доставить в детскую комнату милиции.

-4

В результате преступников удается обезвредить в ту же ночь. Лешка тоже оказывает неоценимую помощь. И за ночь по-настоящему взрослеет.

А утром лейтенант в случайном разговоре с рабочим с хлебозавода вдруг понимает, как важен его труд.

Секрет советского кино

Я смотрела этот фильм на «YouTube». И комментарии зрителей были полностью положительными. Многие сожалели об ушедшем талантливом советском кино, другие отмечали, что то время вспоминается с ностальгией.

Мне кажется, что главное в этом простом в общем-то фильме – это его реалистичность, ощущение живой жизни. Да, показано чудовищное преступление. Но показано без лишнего нагнетания и сцен насилия. Мотивация преступников тоже ясна. Убивать таксиста они не хотели, просто были нужны деньги на ресторан и выпивку. При этом эти люди погубили сами себя. От возмездия им убежать не удалось.

Важно, что в фильме не унижается человек. Не показываются люди как отвратительные существа.

Все персонажи разные. Есть трусоватые, есть глуповаты, есть заносчивые. Есть преступники, которых нужно найти среди всех этих людей (под подозрением около 10 человек в ресторане аэропорта).

И здесь нельзя просто всех арестовать, допросить, виновных забрать, невинных отпустить. Это будет унижением человеческого достоинства людей. Поэтому сотрудники милиции просят себе столик, сидят в зале и пытаются сами догадаться, кто же совершил это злодейство.

-5

Следует заметить, что положительное человеческое начало в обычных советских людях хорошо развито. Поэтому и Лешка из трудного подростка становится помощником милиции. Его поразила несправедливость: таксист – отец троих детей убит, а преступники гуляют в ресторане.

-6

Фильм, как говорится, правильный. Но это нормальная правильность, которой подчас нам так не хватает.

Зрители устали от искривленной реальности, которую им преподносят в современном кино. Они хотят от искусства того, чего хотели люди в СССР. Добрых эмоций, поучительных историй, примера того, как надо или не надо поступать.

Они хотят сопереживать положительным героям и следить за занимательным сюжетом. А еще они должны видеть тех героев, которые им понятны, которые похожи на них самих.

И это все есть в советских фильмах о милиции. Поэтому такие фильмы и смотрят по сей день. И даже современные блокбастеры с погонями и драками, спецэффектами и громкими сценами не могут их затмить.

Вот такой вот парадокс.

Благодарю за прочтение. В продолжение темы.