Вся жизнь в тундре крутится вокруг оленей. Оленеводы переезжают с места на место, чтобы у оленей была еда, следят, чтобы олени не болели, чтобы их не съели дикие животные, чтобы стадо только увеличивалось. Ведь олени — это куча денег и капитал семьи.
На небольшой ровной площадке среди гор стоят 4 чума. Это всё одна семья, им принадлежит стадо в 2000 голов оленей. По местным меркам, достаточно крупное. Естественно, такое стадо съедает огромное количество ягеля.
Поэтому мужчины обычно перегоняют стадо в разные точки вокруг стойбища, при этом живут по несколько дней в палатках, присматривая за оленями. А женщины остаются в стойбище.
В тундре, где на сотни километров никого нет. И сотовой связи нет. То есть если что-то случится, то даже помощь позвать не получится.
Что они делают, пока мужчин нет?
Ну смотрите. Вода в реке, её надо принести, дров надо принести, еду надо приготовить. Хоть мужа и нет, но детей-то кормить надо. И не забыть помыть посуду, кстати. Одежду перестирать. Обычно стирают в реке, но как-то в стойбище я даже увидела стиральную машину.
При этом если вдруг что-то ломается, то женщинам приходится это всё чинить самостоятельно. Ведь ремонтника тут не вызовешь. Если приходит какой-то зверь, то проблему тоже приходится решать хрупкими женскими руками.
За ягодами и грибами ещё можно сходить — осенью в тундре этого добра навалом. Шкуру оленя выделать.
Ну а если все дела переделаны, а день ещё не кончился, то можно заняться вышивкой или пошивом одежды из оленьих шкур. Ведь одежду и обувь для семьи женщины тоже шьют сами.
А теперь представьте, что всё это происходит в месте, где нет водопровода, отопления, а электричество в дефиците (ведь бензин для генератора не безлимитный).
И несмотря на очень сложные условия, быт в стойбище налажен четко. Все накормлены: и дети, и собаки, и олени. Одежда у всех постирана, продуктов в достатке, свежая еда всегда готова. Запас дров и воды тоже есть. И самое удивительное: я спросила у хозяйки чума, не хочет ли она в город и комфорт, на что получила ответ: "Ни за что, в городе тесно и плохо. В тундре — дом".