Наверняка почти все слышали слово «веб-дизайн» и знают что-то о профессии веб-дизайнера. При этом мало кто понимает, чем занимаются её представители и есть ли отличие веб-дизайна от UI/UX-дизайна или графического дизайна.
Исходя из названия легко предположить, что веб-дизайн связан с графическим оформлением различных сайтов. Так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос дал Михаил Санько ― UI/UX Designer и тренер курсов по дизайну в IT-Academy:
― У многих бывает ошибочное представление о веб-дизайне. На самом деле это не просто внешнее оформление оболочки сайта, но и то, каким контентом мы его заполняем. Будет ли он функциональным, удобным, простым? Сможет ли пользователь дойти до конечной точки на вашем сайте и получить желаемое, то за чем он пришёл? Для достижения каждой из этих целей веб-дизайнер использует широкий набор инструментов.
Есть ещё такие два понятия, как UI- и UX-дизайн. UI (user interface) ― это визуальная составляющая. Это понятие включает в себя всё, что видит пользователь: кнопки, ползунки, изображения, формы и так далее.
UX (user experience) ― это восприятие приложения пользователем. То, как он с ним взаимодействует: комфортно ли пользоваться продуктом, понятен ли он интуитивно, кажется ли навигация логичной, может ли пользователь достичь цели с его помощью.
Разница в том, что UX ― это планирование шагов, которые должен пройти пользователь, чтобы прийти к цели, а UI ― визуальное оформление этих шагов.
Итак, веб-дизайн (как и UI/UX) связан с созданием интерфейса сайтов и приложений. Представители этой профессии должны не только уметь создавать красивые визуальные элементы, но и располагать их таким образом, чтобы человек, который воспользуется этим продуктом, смог легко пройти путь к своей цели. Например, если мы говорим о создании интернет-магазина, то задача дизайнера будет в том, чтобы максимально эффективно провести клиента по пути от желания купить что-либо до оплаты покупки. Потенциальный покупатель ищет интересующую продукцию, используя фильтр, сортировку и другие поисковые механизмы, смотрит характеристики и фото товара, кладёт его в корзину, покупает и оплачивает. Дизайнер должен сделать так, чтобы каждый из этих шагов пользователь прошёл легко и быстро.
Где работают веб-дизайнеры?
В IT-компаниях, веб-студиях, стартапах. Сфера использования этой профессии шире, чем у большинства других IT-профессий. Кроме того, веб-дизайнер легко может работать на фрилансе. В сегодняшней непростой ситуации в IT-сфере, когда вакансий в компаниях в Беларуси стало существенно меньше, возможность работать самостоятельно очень важна. При этом и у работы на фрилансе, и у работы в компании есть свои плюсы и минусы. Михаил Санько считает одним из ключевых преимуществ работы на фрилансе возможность самостоятельно выбирать проекты:
― Многие думают, что фриланс ―это классный свободный график, что можно делать всё, что хочешь, ведь у вас нет начальника.
Но, во-первых, вместо начальника есть заказчик, перед которым вы несёте ответственность. Во-вторых, работая на фрилансе, нужно уметь самому распоряжаться своим временем. У вас нет нормированного графика ― можно работать, когда удобно. Однако дедлайн остаётся дедлайном ―важно распорядиться своим временем так, чтобы выполнить всё в срок.
Работа в команде на фрилансе тоже возможна: есть проекты, которые просто удобнее выполнять сообща. Figma, например, позволяет работать вместе в одном рабочем пространстве. Кроме того, есть Skype и другие способы связи, которые помогают синхронизировать деятельность в рамках рабочей группы.
Одно из преимуществ работы на фрилансе ― вы можете сами выбрать, над чем работать, в зависимости от того, интересен ли данный проект или нет, нравится ли предложенная тематика или не нравится. Когда работаешь в компании, нет возможности сказать: «Нет, я не хочу работать с этим». Возможно, в крупных компаниях, где штат дизайнеров велик, можно выбрать, но, как правило, приходится работать над тем проектом, который вам предлагают. Если вы на фрилансе, у вас большое количество заказчиков и за вами идёт положительная репутация, то проекты находят вас сами, и есть возможность выбрать.
Говоря о преимуществах работы в компании, на ум сразу же приходит стабильность, фиксированная заработная плата и пресловутый соц. пакет. Какие ещё есть плюсы у работы дизайнером в IT-компании, рассказала Ирина Вишневская ― графический дизайнер, UI/UX-дизайнер в компании IntexSoft, а также тренер IT-Academy:
― Когда вы работаете в компании, то в любом случае знаете, что получите зарплату. Заработок фрилансера полностью зависит от него и от наличия заказчиков. Если вы недоработали в направлении поиска заказчиков, либо просто случился “неурожайный” месяц, ваш заработок может быть равен “нулю”. В этом плане работа в компании ― это определённая гарантия финансовой стабильности. Даже если у вас нет действующего постоянного проекта, компания может подключить вас на внутренние проекты, либо найти новые заказы.
Что касается возможности выбора проектов, то, когда вы ― начинающий дизайнер, конечно, придётся работать с тем, что предлагают, но опытные специалисты могут выбирать из предложенных проектов.
Кроме того, работая в компании, вам необязательно выполнять всю работу самому: вы можете сказать, что на определённом этапе реализации проекта команде не хватает, например, бизнес-аналитика и компания, в свою очередь, найдёт какое-то решение этой проблемы. На фрилансе же часто приходится быть мультизадачным и совмещать работу дизайнера и того же аналитика.
Итак, веб-дизайнер ― довольно гибкая профессия, что в текущей ситуации делает её отличным вариантом для трудоустройства. Если вы давно стремитесь в IT, но долго не могли определиться с направлением, один из наиболее перспективных вариантов сегодня ― веб-дизайн.
Как веб-дизайнеру искать работу?
Процесс поиска работы для дизайнера на фрилансе и в компании отличается. Если вы планируете работать на фрилансе, то ваши профессиональные навыки и качества должны подойти конкретному заказчику для конкретного проекта. Если же вы ищите работу в компании, то здесь важную роль играют софт скиллы и общее соответствие вашей кандидатуры целям, которые преследует компания.
При этом в обоих случаях есть и много общего: важную роль играет портфолио, ведь именно с его помощью дизайнер может обратить на себя внимание как заказчика на фрилансе, так и работодателя в компании.
Ирина Вишневская уверена, что портфолио не должно быть громоздким, но при этом обязано отражать ваши сильные стороны:
― Для начала нужно определиться, какая позиция и какое направление вас интересует. Если вы графический дизайнер, то в портфолио необходимо показать примеры разработанных вами логотипов, описать кейсы: какая у заказчика была проблема, какие варианты решения вы ему предложили.
Если вы приходите в IT, то разработанные вами логотипы будут уже не так интересны потенциальному работодателю. Конечно, можно оставить какой-то один суперпроект, но при этом обязательно должны быть примеры интерфейсов. Сделаны они для реальных заказчиков или нет – не имеет значения, главное, чтобы они были продуманными, хорошо спроектированными, приятными визуально и с хорошим описанием: кратким, но ёмким.
Достаточно 4-5 крепких работ ― перегружать не стоит: HRам приходится просматривать большое количество портфолио, поэтому важно, чтобы на изучение вашего у него не ушло чрезмерно много времени. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Кроме того, важно, чтобы ваши проекты были разнообразными. Если вы работали с сайтами и приложениями разной направленности, например, интернет-магазин или приложение для туристов, нужно отразить это в вашем портфолио.
Правила составления портфолио работают и на фрилансе, только в этом случае с определённого момента заказы и вовсе находят вас сами, впрочем, как и HRы IT-компаний опытных специалистов.
Михаил Санько считает, что сегодня наиболее эффективный канал поиска работы для дизайнера на фрилансе ― это сарафанное радио:
― Одни из самых популярных сайтов для поиска работы на фрилансе ― это Upwork и Fiverr. Но вообще сайтов огромное количество. Кроме того, искать работу можно не только на фриланс-сайтах: есть немало тематических Telegram-чатов для дизайнеров, куда заходят и люди, находящиеся в поисках дизайнера. Популярный сегодня способ поиска работы ― ведение собственного Instagram, где ваши работы могут увидеть потенциальные заказчики. Хорошо подходит для этих целей и Behance, где люди легко могут увидеть ваши работы и связаться с вами.
Если вы длительное время работаете на фрилансе, то ваши постоянные клиенты могут порекомендовать вас другим потенциальным клиентам. В какой-то момент необходимость искать проекты самостоятельно отпадёт. На мой взгляд, именно сарафанное радио ― самый эффективный способ поиска.
Очевидно, что ещё одно преимущество профессии дизайнера ― большое количество вариантов и каналов поиска работы: Behance, Pinterest, Shutterstock, Instagram. Самое главное ― иметь, что показать потенциальному заказчику или работодателю, а отклик не заставит себя долго ждать.
Нужен ли английский язык?
Пожалуй, на этот вопрос ответ может быть лишь один: конечно, нужен. Однако, на самом деле варианты найти работу без знания английского языка всё же есть ― как в компании, так и на фрилансе.
― Английский в IT безусловно нужен. В некоторых компаниях это и вовсе обязательное требование, в некоторых ―нет. Это зависит от того, есть ли у компании русскоговорящие заказчики или только англоговорящие.
Если вас взяли в компанию без знания английского, то, вероятнее всего, отправят на обучение ― ещё один плюс работы в компании. Специалист со знанием английского наверняка будет получать больше, чем тот, кто этим навыком не обладает, ― считает Ирина Вишневская.
Любишь гибкость и творчество? Освой веб-дизайн на курсах IT-Academy под менторством опытных UX/UI дизайнеров!