Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня 28 апреля исполнилось 210 лет со дня кончины одного из величайших полководцев в русской истории генерал – фельдмаршала, светлейшего князя Михаила Илларионовича Голенищева – Кутузова – Смоленского, вошедшего в мировую историю, как победитель Наполеона.
Я не буду подробно рассказывать его биографию, она достаточно известна, а расскажу о месте его последнего покоя в Казанском соборе Санкт – Петербурга, а так же о памятниках ему и его сподвижнику Барклаю де Толли, давно уже ставшими одними из самых узнаваемых символов нашего города.
Как я уже писал выше Михаил Илларионович Кутузов скончался 16 (28 по новому стилю) апреля 1813 года . Произошло это в маленьком тогда немецком, а ныне польском городке Бунцлау (ныне Болеславец). Много лет бытовала, да и сейчас продолжает бытовать легенда, что сердце фельдмаршала было похоронено на местном кладбище, а тело по указу Императора Александра I забальзамировано и отправлено в Петербург. В действительности могила, которую украшает монумент в виде обломанной колоны (символ оборвавшейся жизни) с надписью “Князь Кутузов-Смоленский, поселился из сей жизни к спенью 16 апреля 1813”, является кенотафом, хотя во всех путеводителях её продолжают называть могилой сердца Кутузова.
В немалой степени распространению этой легенды способствовало стихотворение известного советского поэта Евгения Долматовского который был военным корреспондентом и воевал в этих местах весной 1945 года.
На тех же равнинах пришлось нам сражаться,
Был сорок пятый год.
Танкисты Рыбалко у стен Болеславца, –
Тяжелый бой идет.
Разведчики вдруг на холме по соседству
Увидели памятник строгий –
Могилы друзей и Кутузова сердце
У Старой Саксонской дороги.
Как бы там ни было, но вокруг символической могилы великого русского полководца, было устроено братское кладбище советских воинов погибших здесь победной весной 1945.
До недавнего времени кладбище содержалось в образцовом порядке. Что там происходит сейчас, не знаю, да и думать об этом не хочется.
Но давайте вернемся к Кутузову. Последний путь на Родину великого полководца начался через 10 дней после кончины. Цинковый гроб с забальзамированным телом усопшего был установлен на колесницу запряженную шестеркой лошадей, и процессия двинулась в сторону Санкт-Петербурга. По всему пути следования траурный кортеж встречали толпы людей, а дорогу усыпали цветами. 24 мая процессия прибыла в Троице-Сергиеву пустынь, находившуюся около Стрельны, где с покойным прощались в течение почти трех недель. Все это время шли непрерывные заупокойные службы и в монастырь стекались паломники едва ли не со всей России. 11 июня процессия направилась в Санкт-Петербург, где 13 июня прошло погребение в Казанском соборе, на котором присутствовал Император Александр I и все члены царской семьи.
Оформление могилы было выполнено по проекту архитектора Воронихина – создателя Казанского собора и многих других замечательных зданий Санкт – Петербурга.
В 1818 году после смерти Михаила Богдановича Барклая де Толли, второго знаменитого военачальника победившего Наполеона, Император Александр I издал указ об установке памятников двум великим полководцам в Санкт-Петербурге. Как это ни парадоксально, но желающих взяться за эту работу тогда не нашлось. На конкурс не было подано ни одного проекта и идея , как говорится «повисла в воздухе». Скорее всего, это было связано с тем, что по условиям конкурса, военачальники должны были выглядеть людьми своего времени, одетыми в соответствующие мундиры, а не античными воителями, как это было принято в то время.
В итоге только спустя 11 лет после проведения повторного конкурса, в котором победил замечательный русский скульптор, Борис Иванович Орловский была начата работа над памятниками.
Готовые полноразмерные модели статуй Орловский представил на суд Императора Николая I в 1831 году. Отливка статуй производилась в литейной мастерской Академии художеств под руководством известного мастера Василия Павловича Екимова. При этом следует сказать, что если с фигурой Кутузова, никаких особых проблем не возникло, и она была полностью готова в 1832 году, то с Барклаем возникли трудности, и работа над его изваянием затянулась до 1836.
Постаменты памятников по проекту архитектора Стасова из полированного гранита изготовили в мастерской каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова. Все работы по установке памятников проходили под руководством архитектора Константина Аркадьевича Тона, автора Храма Христа Спасителя в Москве.
25 декабря 1837 года в день двадцать пятой годовщины изгнания Наполеона из России состоялось торжественное открытие памятников Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли у Казанского собора. На торжествах присутствовала вся царская семья, но не было Бориса Ивановича Орловского. Замечательный скульптор скончался буквально за неделю до этого знаменательного события. Он ушёл, но после него, как и любого другого настоящего художника остались его работы.
Вот уже 185 лет Кутузов и Барклай де Толи не только украшают, но и оберегают наш город.
Во время Великой Отечественной войны, они были единственными значимыми памятниками Ленинграда, которые не маскировали и не закрывали мешками с песком от возможных попаданий снарядов и бомб . Они стояли в полный рост и уходившие на фронт солдаты отдавали честь великим полководцам.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.