Большая инфографика.
РПЛ выходит на финишную прямую. Позади достаточная дистанция, чтобы подводить тактические итоги. На основе продвинутых данных Opta мы составили несколько карт, чтобы вам было проще понять, какие схемы в тренде, как команды строят розыгрыши, как обороняются и насколько полагаются на стандарты.
4-3-3 – самая популярная схема в РПЛ, а вингеры – главные в созидании
Начнем со стилистических особенностей.
На карте ниже – игровые связи команд РПЛ при построении атак. Точки – усредненные позиции футболистов в каждой роли, а линии между ними отражают количество передач. Чем толще линия, тем больше пасов между игроками определенных позиций. Также мы добавили на карту EPV – ожидаемую ценность владения. Синий – низкая вероятность, что действие игрока определенной позиции приведет к голу, красный – большая.
Обычно такие карты составляются по итогам матчей, но мы вдохновились работой аналитика The Athletic Джона Мюллера (возможно, лучший дата-журналист в футболе) и оценили глобальную картину.
Как это работает: берем самую популярную схему команды в сезоне и отслеживаем связи не между конкретными игроками, а между позициями, на которых в каждом матче могут выходить разные люди.
Конечно, эту карту стоит воспринимать с оговорками.
1. Она не отражает все матчи клубов, а только те, что сыграны при наиболее часто используемой формации.
2. Даже в рамках одной схемы роль игроков на одной и той же позиции может быть разной. Например, у кого-то атакующий левый защитник, у кого-то более оборонительный.
3. Несколько команд по ходу сезона меняли курс – а то и несколько раз. Поэтому, например, схемы «Химок» и «Торпедо» могут не совсем точно отражать то, в какой футбол они играют прямо сейчас. Но они хорошо иллюстрируют сезон в целом.
Выводы!
• Наиболее очевидная деталь – сразу 6 команд регулярно используют/использовали 4-3-3 («Динамо», «Зенит», «Краснодар», «Оренбург», «Ростов», «Химки» Гогниева). Правда, все интерпретировали расстановку по-своему: Валерий Карпин и Спартак Гогниев придумали множество гибридных ролей, полузащитники Сергея Семака и Марцела Лички импровизировали, у Славиши Йокановича крен вправо из-за Эли Дасы, а атакующая группа «Краснодара» заточена на середину.
• Тройка защитников не так популярна: от нее ни разу не уходили только «Сочи» (но отрезок при Вадиме Гаранине нельзя назвать оборонительным), ЦСКА и «Факел», а «Оренбург», «Крылья Советов», «Локомотив», «Ростов» и «Урал» – использовали ситуативно, плюс схема в три ЦЗ была основной при Сергее Юране в «Химках».
• Лидеры по вовлечению киперов – «Краснодар», «Крылья Советов», «Химки», «Спартак» и «Ростов» (в большинстве случаев они располагались чуть выше линии вратарской). Это заметно по частоте передач от вратарей к защитникам и игрокам центр поля. Первая причина яркого стиля – новое поколение вратарей, которые воспитывалось в академиях на примере Мануэля Нойера (Матвей Сафонов, Иван Ломаев), вторая – современные требования от тренеров (Валерий Карпин давно знает о навыках Сергея Песьякова, Спартак Гогниев после удачного опыта с Ростиславом Солдатенко переучиывал Илью Лантратова и Виталия Гудиева, а Гильермо Абаскаль чуть активнее вовлекает Александра Селихова).
• Ожидаемо, что «Пари НН» и «Факел» практически не подключали вратарей для розыгрышей, а в «Ахмате», «Торпедо» и ЦСКА их роль в начале атак минимальна.
• Заметно, что большинство клубов РПЛ созидают на флангах. Например, левый защитник Дуглас Сантос – важнейший элемент при построении атак «Зенита» (видно по EPV), а Артем Макарчук ярко врывался в чужую треть при Вадиме Гаранине.
• «Оренбург» – самая разнообразная команда. Острота появлялась на краях (важно, что при любых исполнителях, плюс возросла роль крайних защитников Матео Стаматова и Александра Эктова) и через середину (Вера и Флорентин – топ).
• У «Спартака» необычный перекос влево. Причина – Квинси Промес, который действует именно из этой зоны, а Александр Соболев – правее. Вингер «Спартака» лидирует вместе с Малкомом по «гол+пас» (16+6) и получает удобные условия благодаря Даниилу Хлусевичу и Романду Зобнину, позволяющим максимизировать его умение отыгрываться и обыгрывать 1-в-1.
• Вообще, в РПЛ прослеживаются несколько типов созидателей, но большинство креативит на флангах:
– вингеры-дриблеры. Бернард Бериша («Ахмат») и Квинси Промес («Спартак») очень опасны на пространстве при игре 1-в-1 и магнитят к себе остальных партнеров;
– фланговые плеймейкеры среди крайних защитников. Например, Дуглас Сантос («Зенит») – топовый диспетчер и классное оружие по выходу из-под любого прессинга, Эли Даса («Динамо») создает остроту навесами и забросами вперед, а Гленн Бейл («Крылья Советов») опасно врывается в штрафную и может отдать качественную передачу;
– агрессивно подключающиеся латерали. Артем Макарчук («Сочи») заполнял штрафную при атаках справа и помогал комбинировать слева, а Мойзес Барбоза/Иван Обляков и Милан Гайич мощно включались на чужой трети у ЦСКА;
– Нобоа – редкий диспетчер, качественной играющий в середине. По карте видно, что у «Сочи» одна из самых креативных центральных зон в РПЛ. Вместе с ним: Вера и Флорентин из «Оренбурга», проникающие передачи и навесы от Даниила Уткина.
В РПЛ всего три команды с явной ставкой на контроль, остальные – более вертикальные
«Зенит», «Спартак» и «Краснодар» делают упор на владение и затяжные атаки. Благодаря Вадиму Гаранину «Сочи» в топ-4 по контролю и впереди остальных по передачам на владение (от момента начала атаки до потери мяча), однако работа Курбана Бердыева и возможное продолжение прагматичной линии после его увольнения сотрут эту стилистическую особенность и сделают команду похожей на большинство других в лиге.
«Ахмат» на этой схеме в компании команд из нижней части таблицы, которые предпочитают вертикальный футбол. Если вернуться к карте передач, то заметно, что грозненцы действовали шире большинства, игровые связи строились в основном на средних передачах. При Сергее Ташуеве далеко не всегда разыгрывают коротко и постоянно ищут пространство за спинами. Об этом более подробно рассказывал Иван Олейников, часто выходящий на позиции десятки: «В атаке у нас организованный хаос, мы можем спокойно поменяться местами. У Ташуева есть термин – «баскет-зона», когда ты отскакиваешь между линиями защиты и полузащиты для получения мяча. Я могу отскочить, а в мою зону должен прийти крайний инсайд или нападающий, мы можем поменяться местами. Всегда действуем по ситуации».
Назначение Михаила Галактионова вряд ли кардинально повлияет на вертикальность «Локомотива» в этом сезоне: при немцах защитники постоянно забрасывали вперед, а сейчас сказывается подстройка под Артема Дзюбу и Илью Лантратова (вратарь регулярно выбивает вперед), хотя теперь у «Локо» гораздо больше идей на чужой половине. Карта передач из первой главы это подтверждает.
Но в целом в РПЛ преобладает вертикальный стиль при созидании. В этом сезоне сразу семь команд ни разу не забивали после атак от ворот с 10+ передачами («Ростов», «Урал», «Локо», «Химки», ЦСКА, «Динамо» и «Факел») и пять – забили только один гол («Пари НН», «Оренбург», «Ахмат», «Торпедо» и «Крылья»).
При этом некоторые команды все равно достаточно разнообразны. Например, ЦСКА прекрасно вертикально атакует (умело включает латералей) и зачастую запирает на чужой трети во время длительных атак, «Оренбург» топово бежит за спину и очень опасен благодаря аргентинцам в середине и на флангах, а Виктор Гончаренко при вертикальном стиле (много прессингуют и забрасывают) поднял «Урал» на 6-е место по владению мячом.
Как создают в РПЛ: треть команд неудачно контратакует, а «Спартак» – самый опасный в штрафной
«Спартак», «Зенит» и ЦСКА – лидеры РПЛ по явным моментам без учета пенальти, «Оренбург» – уверенно четвертый, «Краснодар», «Локо», «Сочи» и «Крылья» – главные преследователи топ-4, а «Ростов», «Ахмат», «Динамо» и «Урал» немного опережают четверку худших команд лиги («Факел», «Химки», «Пари НН» и «Торпедо»).
Голы с игры практически полностью коррелируют с созданными шансами. Исключения: ЦСКА из-за ужасной осени с недобором голов, взлетевшее в топ-5 «Динамо» и «Урал с двенадцатой реализацией в РПЛ.
Интересно, что сразу 5 команд ни разу не забивали после контратак, а лидеры по голам в быстрых атаках – «Краснодар» и «Спартак», входящие в топ-3 по владению мячом.
Теперь об основных тенденциях голевых моментов с игры.
Цвет зон на карте – разница по количеству передач под удар по сравнению с средним по лиге из определенной зоны.
«Ростов» и «Краснодар» – главные по ключевым передачам из «зоны 14» (пространство на входе в штрафную около полукруга), тогда как «Факел» почти полностью ее игнорирует, а «Крылья», «Торпедо» и «Урал» используют реже среднего по лиге.
«Зенит» равномерно распределяет атаки по границам штрафной – сказывается наличие Вендела, Клаудиньо и заходящего в середину Малкома, хотя многое решается благодаря Сантосу и крену бразильцев налево. Похожая ситуация и в «Оренбурге», но у команды Лички нет доминирующей зоны.
«Спартак» – самая опасная команда внутри штрафной благодаря Александру Соболеву и регулярной игре в два нападающих во вторых таймах.
«Ахмат», «Факел» и «Сочи» часто атакуют с левого угла штрафной. Грозненцы – из-за влияния Бериши, воронежцы часто забрасывают в штрафную на Хызыра Аппаева и Георгия Гонгадзе/Евгения Маркова плюс активно вовлекают латераля, а команда Гаранина-Бердыева подключала Артема Макарчука и Артура Юсупова.
«Факел» и «Ростов» – самые опасные в РПЛ на стандартах
На картинке указаны голы со стандартов по версии Opta. Возможно, вы увидите разночтения с другими источниками, все зависит от трактовки, а точнее от того, сколько передач после корнера попадают под критерий «атака со стандарта».
По данным Opta, «Факел» забил 12 голов после стандартов. Реализация – аж 41,3% от всех голов воронежцев в РПЛ (принесла 9 очков из 18). Если учитывать и пенальти, то «Факел» забил 59% голов со всевозможных стандартов (ближайший преследователь – «Ростов» с 51%).
«Ростов» – в топ-3 по голам со стандартов. Команда Валерия Карпина 6 раз забивала после розыгрышей или навесов со штрафных – это лучший результат в РПЛ (плюс Даниил Уткин забил прямым ударом «Пари НН»).
Осенний «Урал» был главной командой на угловых благодаря Лазару Ранджеловичу и Юрию Газинскому, но весной команда Виктора Гончаренко забила только дважды (вингер играет реже и чаще меняется, а полузащитник пропустил весь март).
Отдельно выделяются хороводы Спартака Гогниева – «Химки» ни разу не забили после стандартов. Забавно, что первый мяч – автогол Артема Мещанинова из «Сочи» еще при Николае Писареве (1:4), а следующий – прямой удар Немани Главича уже при Андрее Талалаеве против «Торпедо» (4:2, плюс Opta посчитала добивание Бутты Магомедова с пенальти голом со стандарта).
Заметно и снижение эффективности «Пари НН» – при Александре Кержакове «Нижний» забивал чаще (7).
Интересен тренд «Зенита». Только одна прямая подача со штрафного привела к голу (Деян Ловрен – «Спартаку»), остальные – результат длительных розыгрышей перед проникновением в штрафную.
Удивили и «Крылья». В прошлом сезоне Игорь Осинькин жаловался на недостаток роста (сейчас все так же), но его команда лидирует по количеству ударов после штрафных и угловых, хотя идет только на 10-м месте по xG со стандартов.
Главный исполнитель штрафных – Эдуард Сперцян. Два удара «Факелу» (2:2) и «Торпедо» (4:1) составляют почти треть от всех голов прямыми ударами со стандартов в РПЛ.
Главное об обороне: величие «Химок», тренд на средний блок, лидерство «Зенита» по ударам после прессинга
Защита «Зенита» – самая стабильная в РПЛ. Команда Сергея Семака с отрывом лидирует по допущенным xG и явным моментам (ЦСКА – второй, остальные – очень близко).
Разумеется, главный провал – «Химки» после ухода Сергея Юрана. Подмосковный клуб допустил более 50 явных моментов при Николае Писареве и Спартаке Гогниеве (например, за весь сезон почти столько же у предпоследних «Торпедо» и «Нижнего»).
«Пари НН» и «Сочи» – самые уязвимые в лиге во время контратак. Рядом находятся «Химки», стабильно обороняющиеся восьмеркой-девяткой игроков, поскольку нападающие оставались впереди и не отрабатывали.
На карте – распределение оборонительных действий команд по зонам. Серый цвет – команда защищается в этой зоне реже, чем большинство команд РПЛ, белый – в пределах среднего, красный – доля защиты в этой зоне выше, чем у большинства.
«Зенит», «Ростов» и «Оренбург» – среди лидеров по активному прессингу у чужой штрафной, тогда как ЦСКА, «Динамо», «Урал», фрагментами «Спартак», «Локомотив» и «Краснодар» более подвижны в средней трети, а «Факел», «Торпедо», «Химки» и «Крылья» очень часто запирают в штрафной. Отдельно впечатлили «Ахмат» и «Пари НН» минимальной вовлеченностью в середине и большим акцентом на фланги.
«Краснодар», «Химки» и «Ахмат» сталкиваются с трудностями при передачах около ворот – именно у их соперников лучшая доля успешных передач в штрафную площадь.
«Спартак», «Локомотив» и «Краснодар» – лидеры РПЛ по интенсивности прессинга. Однако при немецких тренерах давление «Локо» поражало своей бессмысленностью (эффективность на уровне осторожных «Факела» и «Торпедо»). В итоге «Зенит» с восьмого места по PPDA гораздо чаще доводил потери до ударов и в лидерах по реализации (6 голов). «Оренбург» и ЦСКА могли выжать чуть больше в контратаках, однако подвела реализация.
«Ростов» дольше всех не пропускал со стандартов, а статистика «Факела» и «Крыльев» удивляет
У «Ростова» и «Зенита» – лучшая оборона при стандартах. Команда Валерия Карпина держалась гораздо дольше – пропустила от «Урала» только в прошлом туре, тогда как «Факел» забил Михаилу Кержакову еще в первом круге.
Интересно выделить «Факел»: мало пропускают, хотя аж на 14-м месте по допущенным ударам.
Главный статистический шок – «Крылья Советов». Мы уже упомянули, что в Самаре осознают нехватку роста и габаритов, но команда Игоря Осинькина идет второй по допущенным ударам после стандартов (49, меньше только у «Зенита»), однако худшая в лиге по пропущенным (9, каждый пятый-шестой удар превращается в гол).
«Динамо» – следующее негативное открытие. Славиша Йоканович так и не определился со стратегией стандартов: в прошлом сезоне «Динамо» шло в топ-5 по пропущенным, а после больших перестановок серб все еще не нашел эффективную расстановку (даже переходил с зональной на смешанную опеку). Как итог – по воротам «Динамо» нанесли 96 ударов (худшие в РПЛ).
***
Главные итоги.
• Различные вариации 4-3-3 – самая популярная расстановка в РПЛ.
• Только «Зенит», «Спартак» и «Краснодар» постоянно стремятся к позиционному владению, тогда как остальные гораздо ближе к вертикализации или большей гибкости.
• «Спартак» – самый опасный в штрафной, а «Факел» – лучшая команда на атакующих и оборонительных стандартах.
• «Зенит» качественнее остальных позиционно атакует и обороняется (почти не приходится защищаться в своей трети).
• Давление в средней трети – самый популярный механизм для прессинга.
Визуализация и обработка данных: Владислав Денисов, Павел Тихонов
Телеграм-канал Ильи Васильева Телеграм-канал Павла Тихонова
Фото: globallookpress.com/Alexander Kulebyakin/Global Look Press; РИА Новости/Алексей Даничев, Павел Бедняков; vk.com/fcakron