Январь 2015 года.
Я очень люблю рассматривать старые пожелтевшие, чёрно- белые фотографии. Они, посланники из прошлого, пытаются что-то рассказать, показать дух того времени, заострить внимание на родных, давно ушедших людях.
Вот послевоенная фотография деда, Григория Михайловича.
Несуразный костюм,- узкий пиджак и широкие брюки, не портит осанку, руки по швам, как и положено бывшему рядовому, уверенный, но мягкий взгляд, не по годам, мудрого человека. Сколько же ему здесь?
Думаю, не больше тридцати. Самое главное,- глаза...Я бы сказал, что в этих глазах- ум светится, живёт доброта, просматривается уверенность.
Белая рубашка, застёгнутая на все пуговицы, без галстука, подчёркивает торжественность момента. Наверное, дед фотографировался на какой-то праздник, может быть, на пятилетнюю годовщину Победы, а может быть, на Доску почёта.
Деда давно нет, отца моего, его старшего сына, тоже нет, а я живу, смотрю эту старую фотографию и ощущаю незримую связь времён...
А вот другая фотография, наверное, начала семидесятых: дед с лопатой в одной руке, с сигаретой,- в другой, копает картошку. У него в Барнауле был свой дом с большим огородом и садом. Он одет в поношенную телогрейку, широкие брюки с ремнём, заправленные в сапоги, на голове кепка. Так в те годы, особенно в деревнях, одевались все.
Задумчивый, глубокий взгляд человека, повидавшего лютую войну, послевоенный голод, Жизнь со всеми прелестями и гадостями.
Листаю альбом дальше, ком встаёт в горле, слёзы наворачиваются на глаза и я спешно закуриваю сигарету.
Передо мной потрясающая фотография моей тёти Вали, в пятнадцатилетнем возрасте: мальчишеская короткая причёска, плотно сжатые губы, немного грустные, но озорные глаза.
Никогда не забуду, как почти пятьдесят лет назад она сидела на крыльце и весело напевала: "Маленький скромный платочек дал лейтенант постирать, а на прощанье хлеба кусочек и котелок облизать..."
А как она гоняла на мотороллере...Эх, Валентина, как же ты сейчас живёшь? Наверное, всё такая же неугомонная?
Ещё одна любопытная фотография: дед стоит на улице, около ворот своего дома и разминает сигарету. Кругом деревянные дома, как в деревне и дорога, без какого-либо намёка на асфальт.
Фотография не подписана, думаю, это,- где-то, конец шестидесятых, лето. Дед в своей любимой майке, которую он почему-то называл "Опохмелкой".
Улица Н. Крупской: деревянные дома, хотя это и не далеко от центра Барнаула. Помню, как мы бегали по лужам после тёплого летнего дождя, под ногами исключительно песок, грязи нет, а Валя с подругой Зиной пролетали мимо на мотороллере.
Мне почти шестьдесят, а я помню то лето 1969 года, как-будто это происходило вчера...
А вот семейная фотография: в центре дед, Григорий Михайлович, слева,- его вторая жена,- баба Маша, рядом с ней мой отец, Юрий Григорьевич, справа,- моя мама-Мария Михайловна, а перед ними на корточках мы с братом (Санька улыбается, а я почему-то грустный и, в отличие от всех, смотрю не в объектив, а куда-то в сторону).
Фотограф, а это, скорее всего снимал, дядя Гена, сводный брат моего отца, очень удачно поймал общее настроение радости, семейной близости, уверенности в завтрашнем дне...Около каждого дома у ворот,- лавочка; вот на ней все и устроились.
Сейчас на улице Н. Крупской сплошь девятиэтажные дома, кругом новый микрорайон. Наверное, я и места теперь не найду, где стоял дедов дом.
Ещё одна удачная фотография: дядя Гена, тут ему, наверное, лет семнадцать, красивый парень, с точенными чертами лица, в компании племянников Саши и Серёжи (нам, наверное, лет по десять). Сидим на лавке у дома и старательно позируем. Я, опять, какой-то не весёлый.
А вот, фотография с какого-то праздника, или юбилея: все сидят за столом, смотрят, когда "птичка вылетит", а дед стоит во главе, приготовился открыть бутылку Шампанского. Он в парадном костюме, в белой рубашке, с галстуком, ну точно,- директор треста ресторанов города Барнаула.
Эта фотография с Дня Победы. Только вот, не знаю какой год. Скорее всего,- семидесятые. Площадь, много людей с орденами и медалями рядом с дедом. У него на груди справа все юбилейные, памятные награды, а слева- Медаль "За отвагу". В глазах- гордость и уверенность в себе, радость и грусть...
Повесть Медаль за отвагу. 8 параграф Старые фотографии.
27 апреля 202327 апр 2023
106
3 мин
4