Давайте, разберемся, почему же плохой почерк создаёт трудности в школе:
- Большое количество помарок или неразборчивый почерк влияет на оценку, заниженные отметки приводят к тому, что у школьника снижается учебная мотивация и желание учиться.
- Из-за плохого почерка у ребёнка замедляется скорость письма, таким образом, на уроках школьник не успевает записывать за учителями, это снижает общую успеваемость по всем предметам.
Какие же основные причины плохо почерка у ребёнка?
В основном педагоги выделают следующие причины:
- Недостаточно развитая мелкая моторика рук. Мелкая моторика отвечает за точность движения пальцев и кистей рук. Если у ребёнка недостаточно развита координация между глазом и рукой (моторика рук), то на письме можно отметить некрасиво написанные буквы, изогнутые линии со множеством искривлений, нарушены размеры букв.
- Проблемы с пространственным восприятием. Пространственное мышление отвечает не только за ориентацию ребенка вокруг себя в окружающем его мире, но и за ориентацию в тетради, на листе бумаги. Если буквы то уходят под строчку, то выскакивают над ней, интервал между словами - от крохотного до половины строки, буквы то широкие, то резко сужаются, скорее всего у ребёнка плохо развито пространственное восприятие.
- Неправильный захват ручки. Неправильное удержание ручки или карандаша приводит не только к напряжению не тех мышц руки-плеча-спины и формированию неровной осанки, но и влияет на почерк ребёнка. Если на письме буквы направлены не в ту сторону, линии очень толстые или же наоборот, еле видны, нужно обратить внимание на то, как ваш ребёнок держит ручку в руках.
Можно ли улучшить почерк?
Конечно можно, если у школьника нет серьезных проблем с моторикой, пространственным мышлением и особенностей работы мозга. Рекомендации, которые помогут в исправлении почерка:
- Перед началом выполнения письменных работ выполняйте пальчиковую гимнастику 5-7 минут. Можно выполнять упражнения с карандашом или ручкой.
- «Волчок» - вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами. Поочередно правой и левой рукой.
- «Горка» - скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
- «Мотор» - соединить ладони пальцами вперёд, карандаш в вертикальном положении между ладонями, перемещать ладони вперёд.
- Необходимо организовать подходящее рабочее место ребёнку. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка.
- Используйте специальные прописи для исправления почерка. Выполняя упражнения для улучшения почерка, можно использовать карандаш или ручку «пиши-стирай», чтобы ребёнку было психологически проще совершать ошибки.
- Лучше всего подбирать тексты, которые будут интересны и понятны школьнику. Можно использовать отдельные слова и предложения по мотивам любимого мультфильма или про друзей вашего ребенка.
- Обязательно хвалите ребёнка. Отмечайте буквы, которые он написал красиво, таким образом, ребенок будет стремиться к тому, чтобы все буквы были написаны аккуратно.
Помните о том, что работа над почерком - кропотливая и трудоёмкая, не всегда результаты заметны сразу. Главное - постоянство. Обращайте внимание на развитие пространственного мышления.
Автор — Елизавета Фаворская, олигофренопедагог