Найти тему
Кинокружок Курилова

Самые страшные фильмы советского детства: приключенческий хоррор «Смерть среди айсбергов»

Оглавление

Еще один фильм, пошатнувший мою нервную систему в брежневские времена – «Смерть среди айсбергов» (в оригинале Orca, т. е. «Косатка») – приключенческий ужастик Майкла Андерсона 1976 года по роману Артура Херцога. Кино вышло в СССР в 1982 году. В Союзе тогда не смотрели «Челюсти», и этот фильм стал достойной заменой.

Продюсер Дино Де Лаурентис запустил «Косатку» сразу после успеха «Челюстей». И его кино получилось в чем-то мощнее фильма Стивена Спилберга (это не спасло от провала в прокате в США, зато в СССР фильм посмотрели 33 миллиона человек).

Например, у Спилберга акулу показывали очень редко, а здесь эффектных кадров с морским монстром гораздо больше, этому помогают не только пенолатексные куклы, но и натренированные цирковые киты (и акулы тоже есть). И это не беспечное Animal Planet, действие напряженное и довольно жуткое. Иначе я бы про этот фильм и не писал.

Сейчас я вижу, что лед какой-то итальянский. Но в детстве, да еще в кинозале, все выглядело отлично. Кадр из к/ф Orca.
Сейчас я вижу, что лед какой-то итальянский. Но в детстве, да еще в кинозале, все выглядело отлично. Кадр из к/ф Orca.

Косатка против акулы

К сегодняшнему дню «Смерть среди айсбергов» почти позабыта, по сравнению с «Челюстями». Почему так? В чем маркетинговая ошибка итало-американского продюсера, режиссера Майкла Андерсона и сценаристов Лучиано Винчензони и Серджо Донати (выпустивших немало успешных и культовых спагетти-вестернов)?

Пожалуй, ошибка лишь в том (если можно говорить об ошибке, не каждый ведь ставит перед собой запуск киносерии), что авторы рассказали законченную историю семейной драмы китов, не предполагающую продолжения. У Спилберга в акуле четкий образ агрессивного монстра, которого легко сериалить. Кит у Дино Де Лаурентиса наделен «человеческими» качествами и не может возродиться ради сиквела.

Кит-самец отомстил китобоям за подругу и детеныша, но и сам не выжил. Печальный до слез, не лишенный философии «шекспировский» сюжет, ценный именно своей завершенностью. Какие тут могут быть сиквелы, какое брендирование? Это как франшизить «Моби Дика» – нет смысла.

Атака из глубин

Что-то я отвлекся, Так вот. Не помню, с каким возрастным цензом выходил данный фильм в моем родном Свердловске, но что-то такое было. Ценз был проигнорирован, и я примерно в 8-9 лет оказался на этом супер-зрелище. Фильм, безусловно, понравился. Это даже мягко сказано.

Но и жутковатые воспоминания от него остались (хоть родители и поясняли мне, что нет смысла бояться морских чудищ в Уральских горах). Во-первых, я не был рад увидеть неприятные кадры с самкой кита и детенышем. Во-вторых, нервировали некоторые китовые хоррор-джампскейры – резкие выпрыгивания из воды.

Также напрягали толчки кита в днище корабля, а самой жуткой стала сцена в домике на сваях, где кит сломал пол, чтобы внезапно высовывать из пробоины свою морду и хватать тех, кому не повезло.

Больше вспомнить нечего

Вот я и выговорился. В самом начале 80-х меня напугали три фильма: «Смерть среди айсбергов», а также приключенческий триллер «Бездна» и детский этнохоррор «Чертенок», о которых я уже писал. К появлению кабеля и видеосалонов во второй половине 80-х я уже вырос из младшего школьного возраста и мог с радостью осознанно смотреть хорроры.

Единственным фильмом, что реально напугал меня во второй половине 80-х, был «Иди и смотри». Но это кино слишком серьезное, чтобы посвящать ему статью в таком вот развлекательном формате. Поэтому про кинострахи детства мне, пожалуй, больше сказать нечего.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!