Найти тему
Кинокружок Курилова

«На солнце, вдоль рядов кукурузы» – удачный романтичный биографильм

Сарик и Гевонд Андреасяны сняли добродушное кино – и биографический фильм, и производственную драму.

Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

15 августа 2019 года командир лайнера «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов совершил посадку в кукурузном поле, после столкновения при взлете с птицами и отказа двигателей. Были спасены все (223 человека). При эвакуации бортпроводник Дмитрий Ивлицкий сказал знаменитую фразу: «Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». В сокращенном виде она стала названием фильма Андреасянов.

Дамир Юсупов стал Героем России, почетным гражданином Полевского, членом ОП Свердловской области, снялся в документалке, дал массу интервью. Во время одного из них на вопрос о том, кто бы мог его сыграть, герой сказал, что Егор Бероев. Так и вышло. На фото с премьеры необычайно сильно портретное сходство летчика и актера, как братья.

Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Про достоверность кино Юсупов уже пояснил: он сам на съемках консультировал актеров, чтобы действия пилотов были показаны профессионально и близко к тому, что было. Полет в фильме растянули – от 93 секунд до нескольких минут, чтобы было время на эмоции.

Фильм – классическая «катастрофа» с добавками биографических воспоминаний командира корабля. Это правильно. Иначе из полутора минут полета трудно сделать кино на 1,5 часа.

В американском «Салли» («Чудо на Гудзоне») история рассказана иначе, большую часть идет расследование, решается, герой Салли или он мог уйти на аэродром, не ломая лайнер об воду. Драйв создавался психологическим кризисом, судебной драмой, столкновением самолета с небоскребами Нью-Йорка (когда герой представлял другие варианты событий).

Добавили романтики, привет «Экипажу». Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Добавили романтики, привет «Экипажу». Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

В российском кино такого нет, в целом правильность решения Юсупова сомнения не вызвала, серьезной драмы при оценке результата полета не было. Поэтому снимать «после» тут не о чем, кроме эпилога, и логично снимать «до». И больше работать по канонам жанра.

«Говорили же, гаджетами не пользоваться», – ворчит массивный любитель бургеров на менеджера с ноутбуком (Дмитрий Власкин, «Эластико») с которым ссорился в полете. «Сиди, не раскачивай!» – огрызается сосед. Через несколько кресел мальчик, жалующийся маме с папой, что боится летать. Далее – молодая пара, ссорятся из-за ерунды и слушают житейские советы от главы большой семьи из Армении, которого играет Грант Тохатян («Землетрясение»). И так далее. Как требует жанр, зрителя знакомят с жизнью пассажиров, наблюдают за ними в полете и после него.

Отец сказал, что после 30 лет получится «старый пилот». 
Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Отец сказал, что после 30 лет получится «старый пилот». Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

В воспоминаниях героя – детство, юность и молодость. Отец-летчик показывает кукурузник, он нравится Дамиру больше, чем вертолеты. Затем немножко школы, армии, работы на земле. В один прекрасный вечер муниципальный служащий Юсупов выходит в строгом костюме из здания администрации Сызрани и задумчиво смотрит на небо... После этого начинается непростой путь к небу.

В этом и конфликт. Дамир с юности хотел летать, но проблема с оценками окулистов отдалила его от мечты. Не поступил в летное училище, отслужил танкистом, окончил политех-коллеж, юридический вуз, работал в мэрии Сызрани... Летное училище окончил в 2013 году, в 35 лет, «старым» пилотом, как сказал отец. С тех пор и работает в «УА».

Герой Михаила Тарабукина произносит ту самую фразу. 
Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Герой Михаила Тарабукина произносит ту самую фразу. Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Биография Юсупова легко и естественно превращается в историю человека, сохранившего верность мечте, радикально изменившего трудовой путь. Да и вообще жизнь. Даже романтику не пришлось сочинять, как бывает в российском кино. С первой женой Дамир развелся на фоне обучения на летчика, с супругой Натальей действительно познакомился в 2014 году в самолете Екатеринбург – Краснодар.

Фильм глубоко не исследует переезд за профессиональной мечтой от двух детей, оставшихся в Сызрани. С учетом этого биографильм не выглядел бы идеалистически романтичным. Но это было бы другое кино. В конце концов, в истории немало примеров прославленных профессионалов, которые сталкиваются с нелегким выбором в личной жизни.

Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Сцены полета, посадки самолета в поле и эвакуации выглядят бодро, совсем не затянуто и достигают нужного эффекта: зритель сопереживает пассажирам, командиру. Слезы стюардессы, успевшей за короткий полет заинтересоваться героем Дмитрия Власкина (такое легкое украшение сюжета вполне допустимо) выглядят естественно и убедительно, а не просто как отсылка к сцене из «Экипажа» Митты.

И, наконец, те самые слова старшего бортпроводника (хорош Михаил Тарабукин, светлый образ работающего для людей профессионала). «Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». Это звучит долгожданно, поскольку фраза уже стала лозунгом надежды, а также технически и психологически эффектно. Да еще это напутствие готовит к последней очень важной части фильма.

Сам Дамир Юсупов играет московского пилота, интересующегося ценой соленой кукурузы. 
Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Сам Дамир Юсупов играет московского пилота, интересующегося ценой соленой кукурузы. Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Эпилог – еще одна удача Андреасянов. Здесь завершаются арки ряда персонажей, для которых пережитая посадка в кукурузе стала толчком к тому, чтобы больше ценить жизнь и тех, кто рядом. Атмосфера в финале такая, словно героев реально согрели лучи добра. И та самая фраза приобретает аллегорическое звучание.

В эпилоге много чего: документальные кадры с поля, с чествования героев и т. п., реконструкция встречи экипажа с пассажирами и даже появление Юсупова как актера в комичной сцене с соленой кукурузой (которая, кстати, тоже не выдумка авторов, а экранизация реального казуса: после посадки Юсупова в кормовую кукурузу без початков на МАКС-2019 умельцы продавали початки якобы с того самого поля).

Фильм заканчивается правильными и хорошо произнесенными словами благодарности со здоровым балансом теплоты и юмора и сценой с мальчиком, который хочет стать летчиком (совсем как сам Юсупов в первых кадрах фильма).

Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Кадр из к/ф «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Искусство эпилога много значит для такого кино. В России фильмы часто страдают как от куцей экспозиции и от суетливо оборванной концовки. В картине Андреасянов а этом плане всё в порядке и даже лучше.

Редкий случай, когда у российских авторов отлично получились и точный биографический фильм, и зрелое художественное высказывание. Мы часто сегодня слышим, что жестко искажать реальность в биографии нормально, ради художественности. Андреасяны показывают, что это не обязательно. Главное – суметь заметить красоту реальной жизни и вытащить ее на свет.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!