"Прежде чем приступить к рассмотрению гражданского дела, необходимо определить материально-правовую норму, регулирующую спорное отношение. Для этого важно установить, имеет ли требование истца правовой характер. Если имеет, то из каких по своей природе правоотношений оно вытекает (гражданских, семейных, трудовых или др.). После этого необходимо точно определить норму материального права, регулирующую спорное правоотношение. Данная норма и есть та модель правоотношения, из которого возник спор" (Шерстюк В. М. Глава 2. Влияние характера материальных правоотношений на особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел / В. М. Шерстюк // Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство) : учебное пособие / под ред. И. К. Пискарева. Москва : Проспект, 2015. С. 16).
До сегодняшнего дня есть случаи предъявления требований, которые не подлежать рассмотрению и разрешению в суде, поскольку не имеют правового характера. Например, гражданка предъявила в суд исковое заявление с требованием о признании ее "владычицей морской" и взыскании компенсации морального вреда за отказ признать ее носителем статуса "владычица морская". Суд принял исковое заявление, однако оставил его без рассмотрения, поскольку признание или непризнание гражданки "владычицей морской" не влечет за собой последствий правового характера (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 19 мая 2015 г. № 33-10816/2015).
"При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела", - сказано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении".
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
"Юридическая квалификация судом правоотношений сторон возможна лишь в пределах того основания иска, которое указано истцом исходя из тех фактических обстоятельств, на которых истец основывает свои требования и против которых соответственно приводит свои возражения ответчик в состязательном процессе", - отмечается в определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 г. № 88-10262/2023, 2-1624/2022.
Государства и договоры на почтовых марках Советского Союза. Типографское гашение.
"Прежде всего, норма материального права должна быть проанализирована с точки зрения решения вопроса о подведомственности конкретного дела суду. Далеко не всегда подведомственность суду устанавливается специальными нормами, закрепленными в материально-правовых актах. Гораздо чаще этот вопрос приходится решать на основе общих норм, закрепленных в статье 22 Гражданского процессуального кодекса" (Шерстюк В. М. Глава 2. Влияние характера материальных правоотношений на особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел / В. М. Шерстюк // Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство) : учебное пособие / под ред. И. К. Пискарева. Москва : Проспект, 2015. С. 16).
Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 21.11.2022) федеральные органы исполнительной власти в рамках своих полномочий уполномочен обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением законодательства об электроэнергетике. Названное правило означает, что если федеральной орган исполнительной власти не предъявил иска по делу об электроэнергетике, то он может быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора. Специальный закон не определяет статус федерального органа исполнительной власти, предъявляющего требование в рамках своих полномочий. Или орган является истцом, или органом власти, предъявляющим иск от своего имени в защиту чужих интересов. Данный вопрос решается согласно общим правилам процессуального законодательства.
Кроме того, приведенное правило говорит, что споры по требованию федерального органа исполнительной власти, реализующего полномочия в области электроэнергетики, подлежат рассмотрению в суде.
В соответствии с пунктом 10 статьи 23.1. Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Партийные, научные деятели и деятели культуры на почтовых марках Советского Союза. Типографское гашение.
Между тем, согласно Кодексу административного судопроизводства, Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) суды областного звена рассматривают по первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Тарифные решения относятся к категории актов, обладающих нормативными свойствами.
Таким образом, решение вопроса о подведомственности (подсудности) споров о тарифах на электроэнергию есть исключительно сложный вопрос, требующий творческого подхода. Для решения вопроса важно обратиться к актуальной судебной практике, и только затем приступать к ее творческому осмыслению.