Появилось подтверждение, что ВВС США всё же продолжают эксплуатировать стелс-самолеты F-117 Nighthawk несмотря на то, что весь парк официально был списан еще в 2008 году.
Тогда Конгресс мандатом предписал ВВС США демонтировать с самолета все засекреченные компоненты, а также стелс-покрытие, как выяснилось из токсичных материалов, и уничтожить все до единого F-117.
Однако впоследствии все самолеты были отправлены на хранение на секретную американскую авиабазу испытательного полигона Тонопа в Неваде.
21 апреля этого года американский авиационный фотограф под ником stinkjet выложил в Instagram фото и видео двух F-117, летящих на малой высоте, по так называемому тренировочному маршруту ВВС Сайдвиндер, также известному как Радужный каньон.
Этот тренировочный маршрут для американских пилотов проходит между долиной Оуэнс и долиной Панаминт в Калифорнии.
Стоит отметить, что в январе этого года в ВВС сообщили, что на балансе у них все еще осталось 45 самолетов F-117. Хотя до сих пор не известно, сколько из них остаются пригодны к полетам.
Ранее в ВВС США также сообщали, что оставшиеся F-117 планируют "поставить на крыло", а затем использовать до 2034 года в учебных целях и различных испытаний радиоэлектронного оборудования и датчиков.
Как сообщают ряд американских экспертов, похоже над оставшимися летными экземплярами F-117 все же была проделана работа по удалению токсичной стелс-обшивки.
По крайней мере, по некоторым фото и видео отчетливо заметно, что в отличие от базовых версий, самолеты F-117 находящиеся в эксплуатации теперь имеют новое более зеркальное покрытие.
Для справки: F-117 Nighthawk – это американский одноместный дозвуковой малозаметный тактический боевой самолет, разработки Lockheed Martin.
Он изначально предназначался для скрытного проникновения через систему ПВО и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры противника.
Свой первый полёт F-117 совершил еще 18 июня 1981 года. Однако факт существования самого секретного на тот момент самолета США, Пентагон впервые официально признал только в 1988 году.
За все время было произведено порядка 64-х единиц. Стоимость одной машины для ВВС США составляла более 111 млн. долларов, что немало для того времени и до сих пор является рекордом в истории мировой боевой авиации. Последний самолёт F-117 был поставлен ВВС США в 1990 году.
За все время было потеряно 7 самолетов этой линейки, как минимум 2 из которых были сбиты в ходе бомбежки НАТО в Югославии в 1999 году.
Первый F-117 был обнаружен советским радаром P-18 УКВ-диапазона 60-х годов разработки на расстоянии порядка 50 км и поврежден ЗРК «Куб» и сбит советским ЗРК С-125 50-х годов разработки, второй — истребителем МиГ-29.
Несмотря на то, что были свидетели, в США официально признали случайную потерю только одного самолета в Югославии, не желая признать, что дорогостоящие стелс-технологии Lockheed не работают.
Также ряд источников утверждает, что потери F-117 в Югославии занижены. По их мнению было сбито три F-117 и четвертый самолет был сильно поврежден ЗРК «Куб» и упал в Македонии.
Пилот катапультировался на территории Югославии и был эвакуирован вертолетом спасательной службой SFOR. Однако вертолет был сбит огнем пехотных подразделений, прочесывавших местность в районе катапультирования пилота.