Найти тему
История моды с Марьяной С.

Три платья

Сегодня мы с вами будем любоваться тремя платьями с трёх портретов середины XIX века. Очень похожими. Настолько, что мне задали вопрос - а разве возможно было такое в то время?.. И прежде, чем погрузиться в детали, отвечу: да, вполне!

Итак, вот наше первое платье:

Портрет Сабины Шпальдинг, Федерико же Мадрасо, 1846. (с) Из коллекции Прадо
Портрет Сабины Шпальдинг, Федерико же Мадрасо, 1846. (с) Из коллекции Прадо

Вечернее платье, типичное для 1840-х и самого начала 1850-х годов: глубокое декольте обнажает плечи, на груди - драпировка, заложенная складками, сходящимися уголком в центре. Да ещё кружевные рукава (о подобных я писала здесь). Ткань - прекрасный бархат насыщенного цвета. И он, вместе с рукавами, отсылает нас к романтизированному в ту пору условному Средневековью. Получился очень благородный образ!

А вот второе платье. Действительно, похожее. Нет, конечно, детали тут другие - и то, как лежат складки на груди, более ровно, и более длинный мысок, и другие рукава. Но в целом - как же так?.. Повторялись?

Да, конечно. Потому что модный силуэт - один на всех. Все "танцуют" в его рамках. И большая часть разнообразия достигалась за счёт отделки. А если платья лаконичные - вечерние же, как правило, такими и были, и дамы выбирали похожие цвета (ну а почему нет) - подобное сходстве неизбежно.

Портрет Изабеллы Антониэтты ван Тотенбург, Никез де Кейзер, 1852. (с) Из коллекции Художественного института Нидерландов
Портрет Изабеллы Антониэтты ван Тотенбург, Никез де Кейзер, 1852. (с) Из коллекции Художественного института Нидерландов

И юбки более-менее похожей степени пышности, и глубокие декольте, и острые мыски корсажей, и складочки на корсаже, которые в этой время были призваны вытянуть силуэт и сделать его визуально более стройным... Всё это было очень распространено. А фантазировать с короткими рукавами, подходящими к силуэту, сами понимаете, можно было только в определённых рамках. :)

Ну и модные журналы, к тому же, диктуют: носите это и вот то! При этом банты, цветы, оборки сходство маскируют. Простота - обнажает. Потому что силуэт выступает на первый план.

Портрет Луизы Бельгийской, франц Ксавер Винтрехальтер, 1844-45. (с) Из коллекции Версаля
Портрет Луизы Бельгийской, франц Ксавер Винтрехальтер, 1844-45. (с) Из коллекции Версаля

Но как прекрасная по-своему каждая из этих дам, правды? Пусть платья похожи, но красоту они оформляют по-разному! .А ведь ещё причёски, украшения, аксессуары...

Словом, похожи - и ладно, и ничего страшного. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!