Найти в Дзене
Исследование Писания

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.104): ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА

“После этого Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха перед иудеями — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принёс состав из смирны и алоэ — литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гробница новая, в которой ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гробница была близко” (Ин. 19:38–42).

Стих 38. Как в ст. 28 и других местах в книге Иоанна, фраза «после того» указывает на новый раздел повествования. Иосиф из Аримафеи упоминается во всех четырёх евангелиях и лишь в контексте его просьбы к Пилату чтобы забрать тело Иисуса. Синоптические авторы также сообщают, что Иосиф был членом синедриона и жил в Иерусалиме. Он был богат, а также «человек добрый и правдивый», и не участвовал в делах синедриона, чтобы убить Иисуса (Лк. 23:50, 51).

Как человек, который «ожидал Царства Божьего» (Мк. 15:43), Иосиф стал учеником Иисуса (см. Мф. 27:57). Только Иоанн сообщает, что он был тайным учеником «из страха перед иудеями». Конечно, это делало мало чести Иосифу (см. 12:42, 43), но он оправдал себя, когда «осмелился» (Мк. 15:43) и попросил снять тело Иисуса с креста и похоронить. Аримафея была иудейской деревней, которая, по всей вероятности, соответствует Рафаим-Цофиму с горы Ефремовой, откуда был родом Самуил (1 Цар. 1:1).

Должно быть, смерть Иисуса произвела сильное впечатление на Иосифа. Хотя раньше он опасался своих соратников из синедриона, он «просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса» и похоронить его (см. Мф. 27:58; Мк. 15:43; Лк. 23:52). По римскому закону тела казнённых преступников разрешалось отдавать ближайшим родственникам, кроме осуждённых за подстрекательство к восстанию. Иосиф не был родственником Иисуса, и у него не было прав на подобную просьбу, но братья Иисуса этого не сделали. Даже, если бы кто-то из них и попросил забрать тело Иисуса, вряд ли ему это позволили бы, учитывая предъявленное Иисусу ложное обвинение по подготовке бунта против кесаря. Благодаря своему положению и, возможно, своему богатству, Иосиф мог обратиться к Пилату, чтобы оказать Иисусу достойное погребение. Иоанн просто сообщает, что «Пилат позволил». Прежде чем дать своё разрешение, Пилат удостоверился, что Иисус действительно умер (Мк. 15:44, 45). Мы не знаем, почему Пилат позволил Иосифу забрать тело Иисуса. Иоанн не сообщает, как Иосиф снял тело или где забрал его, только то, что он «пошёл и снял тело Иисуса».

Стихи 39, 40. Если все Синоптические Евангелия упоминают об Иосифе в связи с погребением Иисуса, только Иоанн сообщает об участии Никодима в погребении. Никодим, как и Иосиф, вероятно, был членом синедриона. Последний раз Иоанн упоминал его, когда он упрекнул других членов совета за то, что они осуждают Иисуса, предварительно не выслушав Его (7:50, 51). Говоря о нём, Иоанн напоминает, что это был человек, «приходивший прежде к Иисусу ночью».

Для погребения Никодим «принёс состав из смирны и алоэ — литр около ста». «Смирной» (или «миррой»; Международное Библейское Общество, Современный Перевод, Новый Русский Перевод) называлась ароматная смола, которую использовали египтяне для бальзамирования, а «алоэ» представляло собой измельчённую в порошок приятно пахнущую смолу и кору дерева алое. Вместе эти вещества упоминаются в Новом завете только в этом стихе, но их можно встретить в Пс. 44:9 и Прит. 7:17. Использование этих благовоний при подготовке умерших к погребению не имеет никакого отношения к бальзамированию; они служили для ослабления запаха, вызванного разложением (см. 11:39). О том, что Никодим принёс благовония именно для этой цели, говорит и его количество: «литр около ста». Литра составляла приблизительно триста двадцать семь граммов, таким образом, общий вес этих благовоний был около тридцати трёх килограммов (по некоторым подсчётам, около сорока). Это было огромное количество, что подразумевает, что Никодим был богатым человеком. Но такое большое количество благовоний для погребения не было чем-то исключительным. Иудеи использовали просто невероятные объёмы благовоний для погребения царей. При погребении царя Асы «положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусными мазями, и сожгли их для него великое множество» (2 Пар. 16:14). Никодим слышал учение Иисуса о царстве (3:3, 5); поэтому и он, и Иосиф, считали, что Иисусу следовало сделать царское погребение. Для них Иисус был тем, кем Его провозглашала надпись, помещённая над Его головой на кресте: «Царём иудейским».

Иосиф и Никодим «взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями». Конечно, вряд ли они это делали сами. Вероятно, они велели своим слугам и снять тело Иисуса с креста, и обвить его тканью с благовониями. Такое обращение с телом умершего соответствовало тому, «как обыкновенно погребают иудеи». Порошкообразные благовония равномерно распределили по всей длине «пелен» (отония), которыми затем обвили тело Иисуса. Эти благовония клали как под тело, так и вдоль него. Эта процедура отличалась от египетских практик бальзамирования, так как иудеи не удаляли внутренних органов, чтобы вместо них наполнить тело благовониями и изнутри. Согласно Синоптическим Евангелиям, тело Иисуса завернули в синдон, который представлял собой покрывало или саван («плащаница»; Мф. 27:59; Мк. 15:46; Лк. 23:53). Этим греческим словом назван предмет одежды, который был на юноше, который следовал за Иисусом издали в Мк. 14:51. Некоторые комментаторы пытались усмотреть противоречие между синоптическими рассказами и сообщением Иоанна о том, чем было покрыто тело Иисуса. Это противоречие снимается значением слова, использованного в других евангелиях, которое означает «льняная ткань» (Бауэр), а не только один цельный кусок ткани. Иоанн просто пишет, что тело Иисуса было обвито несколькими полотнами.

Стихи 41, 42. Только Иоанн сообщает, что рядом с местом, где был распят Иисус, «был сад». Вероятно, он находился совсем близко, так как сказано, что он был «на том месте». Как и Мф. 27:60, и Лк. 23:53, Иоанн пишет о том, что там была «гробница новая, в которой ещё никто не был положен». Хотя в настоящей книге, а также в книгах Марка и Луки не сказано о том, кто был её владельцем, в том же стихе у Матфея написано, что она принадлежала Иосифу. Мк. 15:46 добавляет, что эта «гробница… была высечена в скале». Подобные гробницы были очень дорогими. Иисуса похоронили не как обычного преступника, а как царя. Кроме того, когда эта «новая гробница» была обнаружена пустой на третий день, это означает, что исчезло только одно тело. Таким образом, в первый день недели пустая гробница была свидетельством победного воскресения Иисуса.

«Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гробница была близко». Времени для погребения было мало, потому что с заходом солнца наступала суббота, когда прекращалась всякая деятельность. Иоанн не пишет ни о том, что Иосиф прикатил большой камень, закрыв вход в гробницу (см. Мф. 27:60; Мк. 15:46), ни о других присутствующих при погребении, в том числе Марии Магдалине и Марии, матери Иосии (см. Мф. 27:61; Мк. 15:47).

В этой гробнице в саду Иосиф, Никодим и, предположительно, некоторые другие, «положили Иисуса». Вероятно, это не та гробница, которая находится в саду рядом с «Голгофой Гордона», хотя и есть некоторые сходства. Намного вероятнее, что эта гробница была на том месте, где в четвёртом веке по приказу Константина был построен Храм Воскресения. В течение нескольких столетий это сооружение то пытались разрушить, то восстанавливали. В двенадцатом веке крестоносцы восстановили и расширили здание храма, превратив его в храмовый комплекс, работы в котором ведутся до сих пор. В наше время этот комплекс известен как Храм Гроба Господня. Британский археолог Мартин Бидль из Оксфордского университета считает, что именно здесь находится место захоронения Иисуса. После десятилетнего изучения этой местности он пришёл к выводу о том, что «Нет никакого другого, более правомерного места, чем это. На самом деле, нет никакого другого, более правомерного места».

В отличие от учеников, которые в страхе разбежались (Мк. 14:50), Иосиф и Никодим сделали всё, чтобы оказать Иисусу достойное погребение. Этот поступок свидетельствовал об их возрастании в вере. В решающее время эти два тайных ученика вышли из тени по Божьему провидению, когда все остальные оставили Иисуса. Нет никаких сведений об участии других учеников или родственников в погребении Иисуса, но в Ин. 20, а также в синоптических рассказах сообщается, что некоторые женщины ходили к гробнице, чтобы помазать тело Иисуса.

Плач Иеремии