Одним из направлений китайского танкопрома было создание новых танков под иностранные комплектующие. Такие комплектующими как правило были : двигатель, трансмиссии, коробка передач и система управления огнем. Китай набирался опыта который в ином случае он не смог бы получить. С другой стороны китайцы постоянно искали возможность эти части заменить на свои собственные. Эта дорога затянулась на десятилетия и некоторые конструкторы положили свою жизнь на это. И в большинстве задач они достигли успеха. В данной заметке я закончу рассказ о том как эти старания привели к тому, что Китай смог экспортно-ориентированный машину с иностранными комплектующими превратить в полностью свой собственный самый совершенный танк.
В первой половине 80ых в Китай попал Т-72А, предположительно из Румынии(версий несколько, подчёркивается что это не Т-72М). Результатом его изучения стал эволюционный скачок в развитии танкостроения. Главными нововведениями стал полный переход на 125мм пушку с автоматом заряжания и новая компоновка на основе корпуса Т-72. После всестороннего изучения военными советского танка было выдвинуто задание под номером 123 на разработку танка третьего поколения.
Разработкой основной концепции занялись три танковых конструктора.
Главный конструктор 1224 и 1226 Хань Сюхай как и в прошлых своих работах предлагал ориентироваться на немецкий Леопард2. Единый моторнотрансмиссионный блок с использованием гидротрансмиссией и полуавтоматической коробкой передач. Частично его идеи были реализованы в Тип90-II.
Другой не названный конструктор предложил переместить двигатель в переднюю часть как на израильской меркаве.
Третий план выдвинул Чжу Юйшень который предлагал следовать концепции советского танка. Отдельно двигатель и планетарную механическую трансмиссию.
И снова на планы повлиял уровень промышленности Китая. Самым реализуемым признали план Чжу Юйшаня с ориентацией на Т-72.
В нашем распоряжении есть фотографии макета нового танка из 1986 года и по нему мы много чего можем сказать о первоначальных замыслах.
В это время еще не было решения о нелицензионном производстве 125мм пушки и копирования АЗ. Поэтому на танке использовался макет немного измененной башни танка 1226 с использованием опытной танковой 120мм пушки китайского производства. Бронирование должно было быть усилено динамической защитой. Это всего лишь макет и понятно, что башня должна была быть другой. В это же самое время как раз шли работы над сварной башней для экспортного танка Storm. Корпус и ходовая аналогичны Т-72 за исключением увеличившейся длины под более крупный двигатель.
Двигатель по прежнему применялся немецкий и британский, но по их массогабаритным параметрам в Китае разрабатывался свой.
В 1989ом году ознакомившись с представленным плана министерство обороны Китая заказала разработку прототипа. 120мм пушка министерством обороны даже не рассматривалась. Они сразу объявили о необходимости использования 125мм.
Развитие корпуса и башни с иностранными комплектующими я описал в заметке от БК1850 к Тип90. Как ранее писал - развитие танков Китая очень сильно распараллелено и взаимосвязанно. Оставалось разработать свою силовую систему. Разработка и до этого длилась долгих 10 лет теперь же конструкторам потребовалось еще почти столько же. Только к 1996 году были завершены работы по собственному танку третьего поколения которым стал Тип96. Напомню, что Тип96 это танк второго поколения, продолжение Тип80, который после серьёзных изменений ворвался в строй танков третьего поколения и поэтому он и не совсем 3 поколение(называют 2.5) и является продолжением задания 122.
Отдельно стоит отметить создание башни так как для будущего танка третьего поколения они отличались. При описании в заметке об установке 125мм пушки я привёл в пример фотографии( ниже по тексту та же машина но с другой стороны) где указал на необходимость сделать некоторую выпуклость на башне для работы механизма заряжания. Позади выпуклости вы можете видеть лючок для выброса гильз. Но есть еще кое что примечательное в этом макете и то почему он не является прообразом башни Storm. И это огромные модули бронирования на скулах башни. Именно они отличают будущую башню Тип99 от семейства 85-96 где по началу была встроенная броня в конструкции самой башни, а уже затем заменена на отдельный модуль который приваривается К башне.
К 1996 году был собран первый китайский двигатель мощностью 1000 лс, что позволило стартовать первым заводским испытаниям.
Трансмиссия была механическая планетарная соединённая с двигателем через гидротрансформатор собранный конструктором Ду Хуэйчан, ранее занимавшегося гидротрансформатором и трансмиссией для 1224 и 1226 в команде с Хань Сюхаем. Гидротрансформатор помог использовать простую механическую трансмиссию с полуавтоматической коробкой передач, что с применением штурвала сильно упростило работу водителя. Для примера в России до сих пор используется старая система с рычагами на основных танках и только на проходящем испытания Т-14 был совершен скачок в управлении.
Прототип получил название WZ123.
К 1998 году закончились испытания и первая предсерийная партия поступила на испытания в армию. Изменения практически не заметны. Из существенных мощность двигателя 150HB довели до 1200 лс. Ровно 20 лет длилась разработка этого двигателя. Она стартовала в 1978 году с постройкой 1224 использующий немецкий двигатель на основе которого Китай и хотел сделать свой собственный. Затем был британский. А в итоге пришлось применить зарубежные знания к V8 и совершить качественный рывок.
На военном параде 1998 года в честь "Национального дня" по мимо WZ123 были показаны и другие военные новинки. Например был показан предсерийный Тип96. Так как названий танкам не давали, то в прессе будущий 99 обозвали как Тип98, что естественно не правильно.
В следующем году так же показали несколько машин. Это был крупный праздник и крупный парад в честь 50летия образования КНР. Работы по организации парада и досрочного завершения военного заказа назывался "Проект 9910". Это название тоже иногда встречается как обозначение предсерийного Тип99.
Машины немного менялись, но это был по прежнему WZ123 проходивший военные испытания. Спустя три года с начала тестовой партии из 4 машин ко второй половине 1999 года танк приняли на вооружение под обозначением Тип99 или ZTZ99.
Итоговый вариант получился самым лучшим танком который мог создать Китай, а в будущих модификациях еще и одним из лучших в мире. Он обладает мощным орудием, но пока не самой лучшей СУО. Очень хорошая броня башни которая стала той самой изюминкой китайской танковой школы, но вот броня ВЛД осталась на уровне Т-72 с её же недостатками в виде ослабленной зоны места водителя. Самым важным достижением оказалась силовая установка. Все еще планетарная трансмиссия, но зато мощный двигатель, полуавтоматическая коробка передач и управление штурвалом. Проблему добронирования решили в следующей версии, но главным недостатком ZTZ99 стал его вес. Несмотря на уменьшение толщины бортов и кормы масса танка достигает 50 тонн, и это без дополнительной брони, что делает данную машину крайне ограниченной в использовании на территории Китая. Танк состоит на вооружении элитных бронетанковых частей, а основным остался и будет оставаться Тип96.
Предисловие к запискам о железном драконе.
Несколько слов о названиях китайских танков.