Найти тему

18. От БK1850 к Тип90. Появление в Китае совесткой 125мм танковой пушки.

На вооружение современного Китая стоят два основных танка. ZTZ96 и ZTZ99. На вид они практически идентичны. Но вот путь они проделали разный. Об эволюции Тип96 написано в заметке "Китайские танки Тип85" и "Тип85-2М и Тип96". В этой заметке поговорим об предшественниках Тип99.

Тестовое шасси 1224
Тестовое шасси 1224

Наш путь начинается с экспериментальной платформы 1224 тестировавшийся в конце 70ых. В попытке создать свой Леопард2 китайские конструкторы столкнулись с массой нерешаемых проблем. Сильно упростив задуманные планы и реализовав это в готовом прототипе 1226 главные конструкторы все равно не смогли добиться поставленной задачи по причинам незрелости и дороговизны производства. Параллельный проект 1223 с финальным вариантом Тип88 был намного успешней и реализуем, но оставались проблемы в другом. Двигатель форсировали, дорабатывали, но ни как не могли достигнуть желаемых 1000 лошадиных сил. Да и 800 лс были пределом который просто уничтожал моторесурс двигателя. Перефорсированный двигатель необходимо было менять.

Китайцам нужен был новый двигатель который был бы и компактным и мощным одновременно. Из заметки о 1224 мы помним, что немцы продали китайцам дизельный двигатель, но это был двигатель для гражданского сектора. Двигатели для танков Китаю не предоставили и отказали в помощи разработки такового.

После закрытия проекта 1226 в 1985 году часть сотрудников, что работали над силовой установкой, сформировали новую группу по продолжению работ в этом направлении. Для последующих экспериментов применяли корпус от 1224, а сам проект сменил индекс на БК1850 (BK1850).

БК1850 где-то на испытаниях во второй половине 80ых годов.
БК1850 где-то на испытаниях во второй половине 80ых годов.

Напомним что 1224 использовал немецкий двигатель MB-8V331 TC 41 выдававший максимальную мощность в 910 лс, но ключевое, что он не подходил для танка. Его просто было невозможно эффективно охлаждать и тут мои предположения в том, что это связанно в первую очередь с малым МТО и необходимостью туда же установить трансмиссию(известно что она была французской) которая так же крайне сильно перегревалась. Когда работы над двигателем зашли в тупик к китайцам попал британский двигатель CV-12 на 1000лс.

После изучения двигателя СВ-12 китайцы заказали десять штук для тестов. Но по несчастному стечению обстоятельств корабль с ними затонул.
После изучения двигателя СВ-12 китайцы заказали десять штук для тестов. Но по несчастному стечению обстоятельств корабль с ними затонул.

Есть некоторые нестыковки с появлением этого двигателя. Утверждается, что он попал к китайцам из Ирана или Ирака. В то время армия Ирана имела на вооружении танки Чифтейн, но они не использовали СВ-12. Этот двигатель использовался на танках Челенджер. Скорей всего этот двигатель предоставили сами британцы. Дело в том что внимательный читатель моих заметок заметил обозначение проекта как БК, т.е. предназначенный для внешней торговли. Двигатели СВ-12 предоставляет компания Викерс (двигатели фирмы Perkins, не знаю имеет ли она право продавать компоненты для вооружения самостоятельно) которая так же ориентирована на экспорт вооружений. А это значит у фирмы НОРИНКО и Викерс было соглашение. Если вы помните я часто указывал отдельное внешнеторговое направление китайской военной промышленности. Дело в том, что Китай может делать частичную работу, а остальные элементы покупаются страной заказчиком. Например Китай продаёт танк Пакистану, но без двигателя и СУО. Эти компоненты Пакистан покупает у Британии. Китай не получает технологии производства и патенты на продажу, но зарабатывал на посредничестве попутно осваивая производства новых конструкций.

И так. Машина собрана и обкатана. Конструкторы приходят к выводу, что экспериментальная платформа 1224 уже не подходит для тестов. Уж слишком их желанный танк получался тяжелым и не полноценным. Башни все еще нет. Ориентировочно могли использовать башню от 1226. Продолжать двигаться в этом направлении было ошибкой. Тогда они решают использовать шасси Тип80 с экспериментальной сварной башней. Данный проект сменил название на БК1851(BK1851).

БК1851. Одна из первых сварных башен используемая на прототипе.
БК1851. Одна из первых сварных башен используемая на прототипе.
БК1851. Увеличенная корма башни необходима для сбалансирования передней части из-за тяжести орудия и встроенной композитной брони.
БК1851. Увеличенная корма башни необходима для сбалансирования передней части из-за тяжести орудия и встроенной композитной брони.

Данная машина проектировалась совместно с танками Storm и имеет схожие характеристики, за исключением нескольких иностранных компонентов, например немецкой коробкой передач. Совместив усилия двух направлений получился танк Тип85-III имеющий китайские комплектующие качество которых не устраивали заграничных заказчиков. Поэтому работы по экспортным версиям с применением иностранных комплектующих продолжились.

На БК1851 применялся штурвал вместо рычагов. Большинство работ на этой машине было связанно с гидротрансмиссией.
На БК1851 применялся штурвал вместо рычагов. Большинство работ на этой машине было связанно с гидротрансмиссией.

Далее происходит очень ироничная ситуация. В середине 80ых китайцам удаётся получить Т-72.

Территория завода 617. На переднем плане Т-72 Урал на заднем WZ123, прототип будущего Тип99.
Территория завода 617. На переднем плане Т-72 Урал на заднем WZ123, прототип будущего Тип99.

Кто именно этому помог сказать сложно. Ирак, Иран, Румыния, Финляндия. Версий много. Главное, что за 30 лет попыток ухода от советской школы танкостроения и противостояние танков Китая советским Т-72 основным толчком к созданию новой машины стал именно Т-72.

-8

Главное на что обратили внимание китайские конструкторы это компоновка. Напомню, что проблема 1224 была в его массогабаритных характеристиках. Первое, что китайцы переняли, это компактность столько мощного орудия за счет совмещения его с автоматом заряжания. Китай давно уже пытался создать автомат заряжания. С первых легких танков задания 131, на среднем 704 и в итоге закончили сильно упрощенным АЗ на истребителе танков Тип89. Второй момент это приземистость машины и компактный двигатель с трансмиссией. И если автомат заряжания и пушку китайцы смогли воспроизвести достаточно быстро, за счет опыта производства как лицензионной L7 так и наработках на своих гладкоствольных 120мм пушек, то с силовой установкой появились трудности. Кстати автомат заряжания и орудие являются нелицензионными. Сейчас они уже имеют свою модификацию, но в основе ни чего не поменялось.

Британский двигатель вместе с французской гидромеханической трансмиссией сильно больше чем советский В-46 и поэтому машина получилась длиннее чем Т-72. Коробка передач немецкая. Вместо рычагов на месте водителя использовался штурвал.

БК1871.  Можно видеть что корпус длиннее а отсек МТО выше чем у оригинала. Двигатель по всей видимости все еще немецкий. Под фотографией писали, что башня от Т-72.
БК1871. Можно видеть что корпус длиннее а отсек МТО выше чем у оригинала. Двигатель по всей видимости все еще немецкий. Под фотографией писали, что башня от Т-72.
На рисунке представлено сравнение длины Т-72 и первых версий Тип99. По габаритам корпус БК1871 не отличается от представленного на рисунке.
На рисунке представлено сравнение длины Т-72 и первых версий Тип99. По габаритам корпус БК1871 не отличается от представленного на рисунке.

Под новую пушку и АЗ изменили форму башни которая перекочевала на Тип85-2АП. Данный тестовый образец назвали BK1871. Бронирование корпуса стало слабее за счет уменьшения толщины бортовой и кормовой брони. Бронирование передней частим корпуса скорей всего аналогично Т-72.

Одна из тестовых башен под 125мм и автомат заряжания. На крыше видна характерная выпуклость в задней части которой находится люк для выброса гильз. Не самая элегантная идея, но она продержится до самых последний модификаций башен современных танков Китая.
Одна из тестовых башен под 125мм и автомат заряжания. На крыше видна характерная выпуклость в задней части которой находится люк для выброса гильз. Не самая элегантная идея, но она продержится до самых последний модификаций башен современных танков Китая.
Тип85 с 125мм пушкой. Для 125мм орудия и АЗ увеличили погон башни, а так же приподняли крышу под механизм выбрасывания гильзы.
Тип85 с 125мм пушкой. Для 125мм орудия и АЗ увеличили погон башни, а так же приподняли крышу под механизм выбрасывания гильзы.

Первый прототип данной машины был отправлен в Пакистан в начале 90ых и после удовлетворительных тестов был переименован в VT-1. Он использовал башню Тип85-IIМ с встроенным композитным бронированием и нелицензионной 125мм пушкой с автоматом заряжания. Что за прицельный комплекс применялся не известно. Скорей всего британский. Передняя лобовая деталь корпуса на вид выше чем у Т-72. Вероятно композит был толще. На танке стояла немецкая коробка передач и пока еще британский двигатель. Вскоре будет организован конкурс на замену двигателя. Машину в Китае назвали Тип90. Тесты данного танка повлияли не только на решение пакистанских военных заключить контракт, но и на решение китайских чиновников из Министерства Обороны поручить конструкторам создать аналоги для собственной армии. Напомню, что производимые в Китае вооружения обязаны собираться на 100% из собственных комплектующих.

Одна из ранних версий VT-1 которую называют Тип90.
Одна из ранних версий VT-1 которую называют Тип90.

В следующей заметке поговорим немного о Тип90-II

Предисловие к запискам о железном драконе.

Несколько слов о названиях китайских танков.