На вооружение современного Китая стоят два основных танка. ZTZ96 и ZTZ99. На вид они практически идентичны. Но вот путь они проделали разный. Об эволюции Тип96 написано в заметке "Китайские танки Тип85" и "Тип85-2М и Тип96". В этой заметке поговорим об предшественниках Тип99.
Наш путь начинается с экспериментальной платформы 1224 тестировавшийся в конце 70ых. В попытке создать свой Леопард2 китайские конструкторы столкнулись с массой нерешаемых проблем. Сильно упростив задуманные планы и реализовав это в готовом прототипе 1226 главные конструкторы все равно не смогли добиться поставленной задачи по причинам незрелости и дороговизны производства. Параллельный проект 1223 с финальным вариантом Тип88 был намного успешней и реализуем, но оставались проблемы в другом. Двигатель форсировали, дорабатывали, но ни как не могли достигнуть желаемых 1000 лошадиных сил. Да и 800 лс были пределом который просто уничтожал моторесурс двигателя. Перефорсированный двигатель необходимо было менять.
Китайцам нужен был новый двигатель который был бы и компактным и мощным одновременно. Из заметки о 1224 мы помним, что немцы продали китайцам дизельный двигатель, но это был двигатель для гражданского сектора. Двигатели для танков Китаю не предоставили и отказали в помощи разработки такового.
После закрытия проекта 1226 в 1985 году часть сотрудников, что работали над силовой установкой, сформировали новую группу по продолжению работ в этом направлении. Для последующих экспериментов применяли корпус от 1224, а сам проект сменил индекс на БК1850 (BK1850).
Напомним что 1224 использовал немецкий двигатель MB-8V331 TC 41 выдававший максимальную мощность в 910 лс, но ключевое, что он не подходил для танка. Его просто было невозможно эффективно охлаждать и тут мои предположения в том, что это связанно в первую очередь с малым МТО и необходимостью туда же установить трансмиссию(известно что она была французской) которая так же крайне сильно перегревалась. Когда работы над двигателем зашли в тупик к китайцам попал британский двигатель CV-12 на 1000лс.
Есть некоторые нестыковки с появлением этого двигателя. Утверждается, что он попал к китайцам из Ирана или Ирака. В то время армия Ирана имела на вооружении танки Чифтейн, но они не использовали СВ-12. Этот двигатель использовался на танках Челенджер. Скорей всего этот двигатель предоставили сами британцы. Дело в том что внимательный читатель моих заметок заметил обозначение проекта как БК, т.е. предназначенный для внешней торговли. Двигатели СВ-12 предоставляет компания Викерс (двигатели фирмы Perkins, не знаю имеет ли она право продавать компоненты для вооружения самостоятельно) которая так же ориентирована на экспорт вооружений. А это значит у фирмы НОРИНКО и Викерс было соглашение. Если вы помните я часто указывал отдельное внешнеторговое направление китайской военной промышленности. Дело в том, что Китай может делать частичную работу, а остальные элементы покупаются страной заказчиком. Например Китай продаёт танк Пакистану, но без двигателя и СУО. Эти компоненты Пакистан покупает у Британии. Китай не получает технологии производства и патенты на продажу, но зарабатывал на посредничестве попутно осваивая производства новых конструкций.
И так. Машина собрана и обкатана. Конструкторы приходят к выводу, что экспериментальная платформа 1224 уже не подходит для тестов. Уж слишком их желанный танк получался тяжелым и не полноценным. Башни все еще нет. Ориентировочно могли использовать башню от 1226. Продолжать двигаться в этом направлении было ошибкой. Тогда они решают использовать шасси Тип80 с экспериментальной сварной башней. Данный проект сменил название на БК1851(BK1851).
Данная машина проектировалась совместно с танками Storm и имеет схожие характеристики, за исключением нескольких иностранных компонентов, например немецкой коробкой передач. Совместив усилия двух направлений получился танк Тип85-III имеющий китайские комплектующие качество которых не устраивали заграничных заказчиков. Поэтому работы по экспортным версиям с применением иностранных комплектующих продолжились.
Далее происходит очень ироничная ситуация. В середине 80ых китайцам удаётся получить Т-72.
Кто именно этому помог сказать сложно. Ирак, Иран, Румыния, Финляндия. Версий много. Главное, что за 30 лет попыток ухода от советской школы танкостроения и противостояние танков Китая советским Т-72 основным толчком к созданию новой машины стал именно Т-72.
Главное на что обратили внимание китайские конструкторы это компоновка. Напомню, что проблема 1224 была в его массогабаритных характеристиках. Первое, что китайцы переняли, это компактность столько мощного орудия за счет совмещения его с автоматом заряжания. Китай давно уже пытался создать автомат заряжания. С первых легких танков задания 131, на среднем 704 и в итоге закончили сильно упрощенным АЗ на истребителе танков Тип89. Второй момент это приземистость машины и компактный двигатель с трансмиссией. И если автомат заряжания и пушку китайцы смогли воспроизвести достаточно быстро, за счет опыта производства как лицензионной L7 так и наработках на своих гладкоствольных 120мм пушек, то с силовой установкой появились трудности. Кстати автомат заряжания и орудие являются нелицензионными. Сейчас они уже имеют свою модификацию, но в основе ни чего не поменялось.
Британский двигатель вместе с французской гидромеханической трансмиссией сильно больше чем советский В-46 и поэтому машина получилась длиннее чем Т-72. Коробка передач немецкая. Вместо рычагов на месте водителя использовался штурвал.
Под новую пушку и АЗ изменили форму башни которая перекочевала на Тип85-2АП. Данный тестовый образец назвали BK1871. Бронирование корпуса стало слабее за счет уменьшения толщины бортовой и кормовой брони. Бронирование передней частим корпуса скорей всего аналогично Т-72.
Первый прототип данной машины был отправлен в Пакистан в начале 90ых и после удовлетворительных тестов был переименован в VT-1. Он использовал башню Тип85-IIМ с встроенным композитным бронированием и нелицензионной 125мм пушкой с автоматом заряжания. Что за прицельный комплекс применялся не известно. Скорей всего британский. Передняя лобовая деталь корпуса на вид выше чем у Т-72. Вероятно композит был толще. На танке стояла немецкая коробка передач и пока еще британский двигатель. Вскоре будет организован конкурс на замену двигателя. Машину в Китае назвали Тип90. Тесты данного танка повлияли не только на решение пакистанских военных заключить контракт, но и на решение китайских чиновников из Министерства Обороны поручить конструкторам создать аналоги для собственной армии. Напомню, что производимые в Китае вооружения обязаны собираться на 100% из собственных комплектующих.
В следующей заметке поговорим немного о Тип90-II
Предисловие к запискам о железном драконе.
Несколько слов о названиях китайских танков.