8 мая 1970 г. вышел альбом The Beatles "Let It Be", главная лебединая песня XX века...

816 прочитали
Источник: dvfnvgxhycwzf.cloudfront.net
Источник: dvfnvgxhycwzf.cloudfront.net

жанр: да не знаю... наверное, просто "рок-музыка Beatles", блюз-рок

главные композиции: Dig A Pony, Across The Universe, I Me Mine, Let It Be, The Long And Winding Road, Get Back

Самые "вымученные" альбомы всегда становятся великими, как показывает практика. По крайней мере, для меня этот альбом всегда будет лучшим битловским, таким родным, не побоюсь этого слова, "моим". Ни в каком другом альбоме так не чувствуется одновременно и кульминация творчества, и, при этом, ощущение непонимания, и грандиозный талант, и великие замыслы, и горе, и печаль, и страдания, и любовь, и вечное желание просто творить...

Ведь история этого альбома в большинстве своём имеет больше негативного окраса, нежели позитивного. Уже давно разрозненные битлы, которые чётко делали своё собственное творчество в рамках одной группы, собрались в 69 году, наивно думая, что смогут возродить былой командный дух, записав альбом полностью живьём, как в самом начале карьеры. Вот просто сев вчетвером, показав каждый свои наработки и вместе поджемить на их основе и сделав совместную аранжировку. Результат, как история фиксирует, оказался катастрофическим.

А история зафиксировала: каждый день процесса снимался, а все музыкальные репетиции записывались. Чем всё кончилось? Километрами отснятой плёнки, километрами записанных дорожек с инструментами и голосами, а также ещё большими скелетами в шкафах каждого из участников. Репетиции начали менять локации, план "живого" альбома превратился в желание хотя бы сыграть какой-то концерт. Если посмотреть полностью смонтированные материалы в сериале Питера Джексона "Get Back", изданном в 2021 году, то там было чётко видно, что музыкальная и зачастую прям агрессивная активность пёрла только из МакКартни, который воспринимал только Леннона на равных, Леннон же уже давно головой был отдельно от группы: он тихо соглашался на всё, помогал в аранжировках. Харрисон воспринимался участниками как просто инструмент для усовершенствования песен, на него давили, его заставляли играть так, как он не мог, а к его собственные песням, которые он приносил на репетиции, зачастую относились с насмешкой. Кончилось всё тем, что Харрисон не выдержал и официально покинул битлов. С треском его вернули на определённых условиях. Ринго Старр один только был всегда на позитиве и на своей волне, впрочем, как всегда. Даже Джордж Мартин так смотрелся в кадрах, будто бы уже не имел существенного влияния на всю четверку.

Чем, всё кончилось, все помнят: знаменитым концертом на крыше, о котором у меня как-то тоже была статья (ссылка на неё в самом низу). В результате большое количество песенного материала под черновым названием "Get Back", записанного живьём на репетициях, в студиях и на крыше на концерте, было просто отложено в сторону на момент записи другого альбома - "Abbey Road", последней полностью совместной работы битлов. По факту из отброшенных песен только одна выходила синглом - Get Back. Которая звучала очень символически - мол, надо всё-таки вернуться да доделать.

Группе уже по факту был подписан смертный приговор, она существовала фактически номинально, когда было принято спорное решение, до сих пор неясно, правильным ли оно было изначально - сдуть пыль с плёнок на полке и отдать их в руки знаменитому продюсеру Филу Спектру, в своё время прославившемуся своей знаменитой "стеной звука" в создании песен афроамериканского соула. Но тут же был совсем не соул... Отобраны были самые лучшие песни, самые лучшие, представлявшие битлов, пусть уже и разрозненных, но во всей красе.

Настроение бешено скачет от одной песни к другой на пластинке. В общем и целом создаётся ощущение то ли крика отчаяния всей группы в предсмертной агонии, а то ли нервный гиперболизированный позитив, как в песнях Maggie May, изначально народной, One After 909 (вообще песни, написанной Джоном и Полом ещё на заре карьеры), и Dig It, где Леннон уже откровенно дурачится. Всё это резко сменяется адской депрессией и ощущением конца грандиозной истории: тут пополам внесли вклад и Леннон со своей Across The Universe, и МакКартни со своей The Long And Winding Road. При этом же вот они, истинные битлы и их формула успеха: у Леннона депрессия вышла прям на грани того, что хоть иди вешайся, а у МакКартни - полегче так, лиричнее, просто очень грустно становится. Пол МакКартни был жутко недоволен, что Спектр сделал на его песне свою фирменную "стену звука", добавив оркестровку.

В темах Dig A Pony и I've Got A Feeling поддерживается "рабочая энергетика" альбома, опять Джон и Пол разделяют в этом настроении каждый своё видение. "Рабочая энергетика" Харрисона тут присутствует в For You Blue.

Если все вышеупомянутые темы были просто взяты с полки и дорабатывались Филом Спектром, то отдельно я хотел бы остановиться на двух песнях, работа над которыми возобновилась в 1970-м году, которые стали доделываться и корректироваться. Две реально самые последние песни в истории битлов, два завершающих аккорда, две истинно лебединые песни: I Me Mine и заглавная Let It Be. Их уникальность состоит в том, что они дописывались, когда The Beatles стали трио: Джон Леннон официально покинул группу. И Пол, Джордж и Ринго доделывали их втроём.

I Me Mine была вообще моей любимой в раннем детстве, когда я ещё слушал этот альбом на пластинке. А Харрисон был моим любимым битлом. Песня вышла как крик его души такой финальный. Без Леннона песню фактически переписали заново.

Свой же финальный штрих Джордж добавил и в главную лебединую песню, возможно главную лебединую песню XX века. Для меня это вообще главная песня в истории музыки. Теперь официально раскрываю секрет: Let It Be - моя самая любимая песня всех времён и народов. Мелодика МакКартни, суть песни, аранжировка - это всё тут для меня эталонно до сих пор. Песня никогда не потеряет для меня актуальности и не слезет с первого места. Изначально взятая живая запись с тех самых репетиций 1969 года была шикарным образом "добита" великолепным соло на гитаре Джорджа Харрисона в 70-м году. Реально вот: без этого соло песня не была бы идеальной. А соло для меня в пятёрке любимых гитарных соло однозначно. Потом, когда МакКартни пересвёл альбом и переиздал его в 2002-м, он издал все песни в их изначальном варианте 69 года и это соло убрал! Как посмел!!! За это я не очень люблю этот ремикс альбома под названием "Let It Be... Naked".

Конечно, сейчас мы имеем подробнейший "отчёт" о создании того альбома в сериале Питера Джексона "Get Back". Но изначально параллельно с выходом последнего альбома готовили и фильм "Let It Be", получивший "Оскар" собственно за саму музыку. Фильм был коротким, в нём были отражены лишь основные какие-то моменты работы над альбомом. И в нём ощущалась только позитивная атмосфера: всё действо музыканты играют, репетируют, шутят, болтают в кругу своих жён (Йоко Оно, Линды МакКартни). А в конце весело выступают на крыше. Прям идиллия. Никто тогда не знал, какой кошмар творился за оболочкой этой "идиллии"... Премьера фильма произошла в 1970-м же году, но на ней не присутствовал ни один из четвёрки... и даже оставшейся тройки битлов. Потому что уже и тройки не было. Потому что группы уже не существовало...

Другие статьи про The Beatles и их экс-участников:

30 января 1969 г. состоялся концерт The Beatles на крыше Apple Corps, последнее живое выступление группы
История музыки и творчества. Евгений Дудинский, писатель и музыкант30 января 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.