Родители, потерявшие детей,- это люди, которые никогда не сдаются. Они всегда в поисках. В их сердцах всегда живёт надежда когда-нибудь вновь обнять своего ребенка.
Польша. 1990 год. Небольшой город в Варминско-Мазурском воеводстве.
По мнению Иоланты Тихович, женщины, потерявшей в марте 1990 года своего маленького сына. На протяжении 25-летних поисков она испытала смесь эмоций: ожидание, надежду, боль, желание умереть и вновь пытаться примириться с судьбой. И все это вперемешку и по кругу.
В тот день, 17 марта, я собиралась на работу. Я работала продавцом в магазине "Овощи и Фрукты". Помню, Томек никак не хотел меня отпускать. Всё повторял: "Мамочка не уходи" или "Возьми меня с собой". Я объяснила, что поработаю недолго, всего несколько часов и приду. А ещё пообещала купить ему машинку.
Придя на работу, я почувствовала какое-то неспокойствие на душе. Почему-то все мысли были о сыне. Я беспокоилась, несмотря на то, что оставила его с мужем и была уверена, что он под надежным присмотром.
Покупателей в тот день было мало, и в час дня я уже засобиралась домой. Но в магазин зашел знакомый, набрал пакет овощей и сказал, что заберет их часа в 3, когда сбегает по своим делам. Я его ждала, но ни в 3, ни в 4, ни даже в 5 часов он не пришел. Расстроенная, что так долго прождала, в 17-15 я закрыла магазин и побежала домой.
Зайдя в дом, я обратила внимание, что Томека нигде нет. Спросила мужа. Мы в тот момент строили дом, и он как раз что-то там плотничал на втором этаже дома. Муж сказал, что буквально 15 минут назад видел его у ворот. Тогда он играл с соседским мальчиком.
Я сразу же пошла его искать. Бегала по улицам, звала его по имени. Его нигде не было. Позже к поискам Томаша присоединился муж и соседи, но сын как сквозь землю провалился.
Затем в 19-00 вечера муж пошел на ночное дежурство в больницу. Он работал медбратом в реанимационном отделении нашей больницы.
А я обратилась в полицию.
К тому моменту я расспросила соседнего мальчишку, который играл с Томеком в тот день, и узнала, что во время игры к ним подошёл незнакомый дядя с черными усиками и позвал их покататься на машине. Соседский мальчишка отказался и убежал домой, но Томек, по его словам, согласился. Он взял мужчину за руку, и они пошли в сторону автомобильной трассы.
В тот же вечер полицейские с собаками, вышедшие на поиски Томаша Тиховича, обнаружили следы мальчика, ведущие к трассе. Затем следы резко обрывались. Было ощущение, что его действительно посадили в машину.
Впрочем, допросить соседского мальчика полицейским удалось лишь через несколько дней, поскольку его родители изначально были против допроса.
То, что он сказал полицейским, резко отличалось от того, что он говорил Иоланте Тихович.
Он сказал, что дяденьку он выдумал. Никто к ним не подходил. Просто он хотел кушать и пошел домой, а Томаш хотел ещё играть и побежал дальше по улице к дому другого мальчика. В свою очередь, тот мальчик сказал, что Томаш к нему не приходил.
Всё. Больше никаких свидетельств ни от кого получено не было.
Из интервью Иоланты Тихович местным СМИ:
Полиция вела расследование из рук вон плохо. Постоянно приходилось их подталкивать, чтобы они посмотрели там, проверили здесь, опросили тех.
Вообщем, по факту расследованием занималась я одна. Даже муж со временем смирился и принял версию полиции, что наш сын утонул.
Такой вывод полиция сделала, поскольку якобы кто-то видел Томека в тот вечер у реки.
Спустя 2 месяца мы самостоятельно, с помощью знакомого аквалангиста обыскали реку вплоть до плотины. Ничего не нашли. Не было его там.
Полиция тогда утверждала, что его могло унести течением. Мы и эту версию проверяли. Ни одного подтверждения не нашли.
Мой Томек как будто растворился в воздухе. Ни одного подтвержденного свидетельства. Ничего.
Я была зациклена на поисках сына. Каждую минуту я думала только о нем. Можно сказать, я перестала жить.
Вначале муж пытался меня вернуть к обычной жизни. Говорил, чтобы я смирилась и жила дальше, хотя бы ради нашего второго сына Карла, который родился спустя 4 года после исчезновения Томека. Но я не могла жить как прежде.
Муж не выдержал такой жизни и ушёл от нас.
Карл рос, взрослел и так же, как и я, был убежден в том, что мы найдем его старшего брата.
Моя уверенность в том, что мы найдем Томаша, во многом была подкреплена предсказанием цыганки. Спустя 4 месяца после исчезновения сына она сама нашла меня и сказала, что я увижу Томаша через 25 лет и что я ещё буду счастлива.
В 2015 году порыв в деле Томаша Тиховича случился благодаря Фонду ITAKA- центру поиска пропавших без вести людей в Польше. Фонд предоставляет на своем сайте возрастные прогрессии потерянных детей, (компьютерное моделирование того, как они могут выглядеть в настоящее время). Это позволяет распознавать их, когда прошло уже много времени.
Когда возрастную прогрессию Томаша Тиховича семья разместила на нескольких сайтах, посвящённых пропавшим людям, то сразу несколько людей откликнулись и отправили фотографии американского солдата Райана Питтса.
Иоланта Тихович увидела в нем поразительное сходство с сыном.
Когда я увидела Райана, я сразу поняла, почувствовала, что он мой Томек. Я тогда сказала Карлу: "Мы нашли его! Наконец-то, спустя 25 лет мы сможем обнять его".
Но всё оказалось не так просто.
Райан Питтс оказался национальным героем США, который за борьбу с талибами в одном из самых кровавых сражений в Афганистане в 2008 году был награжден Почетной Медалью самим президентом Бараком Обамой. Он был женат и имел ребенка.
Иоланта Тихович совместно с волонтерами фонда ITAKA принялась искать любую информацию о Райане Питтсе. Выяснили, что он имеет польские корни и в его военном архиве нет даты рождения.
Когда нашли его личный аккаунт в одной из социальных сетей, то Иоланта написала ему. Спустя некоторое время, к радости женщины, он ответил ей: "Кто вы? Что вам нужно? и Зачем всё это?".
Иоланта в ответ подробно описала ему историю исчезновения сына и свои надежды, что именно он является её биологическим сыном. Она попросила его скинуть ей его детские фотографии и сфотографировать шрам от перенесенной в детстве операции по удалению аппендицита (если он, конечно, есть). Райан пообещал выполнить просьбу Иоланты и вдруг перестал отвечать. А вскоре и вовсе заблокировал свой аккаунт.
В ответ Польша в лице фонда ITAKA обратились в Интерпол и ФБР с целью выяснить, является ли Райан Питтс биологическим сыном Иоланты Тихович. Через несколько месяцев пришел ответ из Интерпола, что, по их данным, Райан Питтс не является исчезнувшим Томашем Тиховичем. К сожалению, на 100% подтвердить эту информацию американская сторона не может, поскольку мужчина отказывается проходить тестирование ДНК и просит невмешательства кого бы то не было в его личную жизнь.
Представители польского фонда считают, что нежелание Райана Питтса подтверждать своё польское происхождение может быть связано с тем, что в случае положительного теста его документы можно было бы считать фальсифицированными, и ему могла бы грозить депортация в Польшу.
Мать пропавшего мальчика, Иоланта Тихович, утверждает, что не поверила заверениям Интерпола, что Райан Питтс не может быть ее сыном.
Я на 100% уверена, что Райан- это мой Томек. Мою уверенность подтверждают факты. Например, странно, что первая информация о человеке начала появляться, когда ему было около 5 лет.
Ещё мы совместно с фондом отыскали информацию об официальном усыновлении его брата. А вот о Райне-ничего никакой информации до 5 лет.
Конечно, я хочу, чтобы он сделал тест ДНК, но заставить его я не могу. И не один суд не может. Это должно быть его добровольное решение. Если даже он так и не решится на этот тест, я всё равно счастлива. Я рада, что мой мальчик жив и здоров. А это самое главное для матери.
К сожалению, пропавшие не всегда хотят быть найденными.