В мире есть несколько точек, где полеты самолетов ограничены или запрещены по соображениям безопасности, и Антарктида на Южном полюсе является одним из таких мест.
Несмотря на кажущийся бесплодным ландшафт, пролететь над этой территорией не так просто, как можно подумать. При изучении карты гражданских полетов становится очевидным, что концентрация самолетов в основном приходится на Америку, юго-восточный Китай и Азию, Австралию и Ближний Восток, причем наибольшая концентрация приходится на Европу.
Полеты над большими частями мирового океана, Сахарой и Гималаями минимальны, если не считать веревочки, которая тянется из США в Европу вдоль Северного полюса. Однако полетов над Антарктидой практически нет.
Наиболее очевидная причина этого заключается в том, что вблизи Южного полюса нет ничего коммерчески интересного, например, населенных архипелагов, над которыми могли бы летать авиакомпании.
В то время как некоторые небольшие пассажирские и транспортные самолеты летают на исследовательские базы континента, значительный объем грузовых или пассажирских перевозок отсутствует из-за отсутствия надлежащей инфраструктуры.
Даже если некоторые авиакомпании могли бы выиграть от расхода топлива, отсутствие инфраструктуры и проблемы с безопасностью делают это маловероятным.
Удивительно, но, несмотря на отсутствие коммерческой выгоды, Антарктида представляет интерес для военных полетов. Однако демилитаризованный статус континента затрудняет его использование в военных целях.
Из-за суровых условий колонизация Антарктиды до сих пор невозможна, и континент остается ничейной зоной, которая была установлена посредством международного договора, подписанного крупными державами в 1959 году.
Цель договора о демилитаризации заключалась в том, чтобы гарантировать, что континент останется мирным и будет использоваться только для научных исследований.
Подписанты договора согласились сохранить статус-кво и не колонизировать Антарктиду, при этом основное использование территорий - научные цели. С момента его подписания участвующие страны создали несколько совместных научно-исследовательских баз по всему континенту, которые продолжают работать и сегодня.
С тех пор договор претерпел несколько изменений, и страны, которые изначально не были участниками договора, были включены в соглашение. Мадридский протокол, принятый в 1991 году и ратифицированный многими странами, объявляет Антарктиду естественным заповедником для всех живых существ и запрещает любую деятельность, которая может нанести вред окружающей среде, например бурение для добычи ресурсов.
Несмотря на ограничения договора, военнослужащие имеют ограниченное присутствие в Антарктиде. В частности, военные США вложили значительные средства в свою антарктическую программу, в которой есть военный компонент.
Однако даже при таком присутствии военная программа ориентирована в основном на научные исследования и материально-техническую поддержку научного сообщества.
Сложность доступа к исследовательским базам Антарктиды и ограниченная грузоподъемность означают, что военные самолеты, такие как те, которые используются ВВС США, должны работать в соответствии со строгими протоколами.
Все полеты должны быть предварительно одобрены национальными и международными органами для обеспечения соблюдения принципов экологических и научных исследований, установленных в соглашении.
Ограничения в отношении Антарктиды не заканчиваются договором о демилитаризации. Экстремальные погодные условия на континенте требуют для безопасной навигации специализированных самолетов, что увеличивает стоимость и сложность работы в этом районе.
Кроме того, из-за отсутствия инфраструктуры полеты над континентом требуют дополнительных мер предосторожности в отношении запасов топлива и резервного оборудования.
Суровая местность и непредсказуемые погодные условия также означают, что пилотам, работающим в антарктическом регионе, требуется специальная подготовка для решения уникальных задач, с которыми они столкнутся.
Хотя некоторые авиакомпании предлагают рейсы в бывшие британские колонии в Антарктике, такие как Фолклендские острова, они ограничены и в основном предназначены для жителей и научных исследователей.
В заключение, демилитаризованный статус Антарктиды гарантирует, что континент останется мирной зоной, которая в основном используется для научных исследований.
В то время как военные самолеты имеют доступ в соответствии со строгими протоколами, коммерческие рейсы по-прежнему отсутствуют из-за отсутствия коммерческой жизнеспособности, проблем с безопасностью и экстремальных погодных и ландшафтных условий.
Несмотря на ограничения договора, научно-исследовательское сообщество создало несколько совместных исследовательских станций по всему континенту, которые продолжают работать и сегодня.