ТОП - 19 ВЕЛОСИПЕДНЫХ МИФОВ и заблуждений

14K прочитали

Знакомый фотограф поделился грустью. Говорит, показываю свои фотографии людям, те заявляют: «Какие хорошие фото, наверное, у вас очень хороший фотоаппарат?». – Это всё равно, что я, увидев красивую женщину, скажу: «Мадам, вы отлично выглядите, наверное, у вас очень дорогая косметика?».

В каждой женщине скрыта вело-королева :)
В каждой женщине скрыта вело-королева :)

В велосипедной теме то же самое. «Ах, вы проехали 1000 км. Наверное, у вас дорогой велосипед?». А если ещё не проехали, а собираетесь, то: Shimano Tourney – фу, вибрейки – фу, 26 колёса – фу. И ещё много разных «фу». Если они будут: «Ууу, далеко не уедешь».

У каждого свой "допинг" :)
У каждого свой "допинг" :)

В статье рассмотрим ТОП популярных велосипедных МИФОВ - страшилок со стороны не разбирающихся людей. Но начнем издалека.

ПРО ЛЬВА

У Ницше есть интересная трактовка жизни человека. Мол, личность в жизни проходит три стадии духовного взросления:

Ницше, Верблюд, лев, ребенок.
Ницше, Верблюд, лев, ребенок.
  • Верблюда – который копит опыт, наивен и доверчив, ничто не ставит под сомнение;
  • Льва – «властолюбивого» и горделивого «властелина жизни», который самоутверждается, где ни попадя;
  • Ребенка – смотрящего на мир мудро и не категорично. Он прошёл две предыдущие стадии, перешагнув через них и теперь видит жизнь в совершенно ином свете.

Некоторые, взрослея, застревают на разных стадиях, так и не достигнув стадии ребенка. Это как говорится: «мудрость приходит со старостью, но иногда старость приходит в гордом одиночестве» 😊

В общем, касательно велосипедов у людей есть свои системы ценностей и целей. Одни, находясь на стадии верблюда всегда ищут «лучшего – врага хорошего». Другие, будучи «львами» самоутверждаются: «У меня самый модный и лучший велосипед, посмотрите на меня, похлопайте мне, признайте мою значимость».

Третьи просто ездят. Не важно на чем и как. Потому что велик для них транспортное средство. СРЕДСТВО, понимаете? Для самопознания и наблюдения за миром. А не цель.

Велосипедные мифы созданы людьми, у которых что-то «бомбит». Возможно, это сделано намеренно, чтобы лучше шли продажи велосипедов.

Но иногда приходится смотреть обзоры на youtube от различных веломагазинов. Где продавцы вынуждены «извиваться» и преподносить невыгодный велик в выгодном свете с целью продажи.

Итак, давайте разберемся, насчёт чего чаще преувеличивают.

ВСЕ КИТАЙСКИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ – АШАНЫ

Современное производство за редким исключением – всё в Китае. Даже велики за 100 тыс. делаются в Китае. Поэтому Китай – Китаю рознь. Дело лишь в качестве изготовления деталей. Спортмастер, Декатлон и другие конторы - всё произовдство в Китае.

Китаец на "ашанчике" не знает о вашем существовании :)
Китаец на "ашанчике" не знает о вашем существовании :)

И если мы говорим о простых недорогих моделях с обычной геометрией, даже неизвестные «ашанбайки» могут быть качественными. Главный миф о Китае в том, что «плохо сварена рама», или плохие переключатели.

Но заводу, который производит рамы для спорт-магазинов по заказу, ничего не стоит выпускать их под иными брендами. Так и появляются китайские "ноунеймы", которые нам кажутся плохими только на том основании, что они не брендовые. Но откуда нам знать, какая рама под краской брендов? Не та ли самая китайская - обычная из Спортмастера?

Зачастую, даже такая рама выдерживает эксплуатацию много лет. Мы, например, не знаем массовых случаев, когда у велосипеда разваливается фреймсет. В этом смысле ашан – не плохой и не хороший. Он обычный китайский велосипед. Если у владельца «руки прямые» - этот велик долго проездит.

ВЫГЛЯДЯЩИЙ «КРУТО» ВЕЛОСИПЕД – ХОРОШИЙ

Слушайте, по поводу красоты – велики типа BMW на литых дисках смотрятся офигенно. Гораздо «круче» обычных. За тем лишь исключением, что это подделки.

МТБ на спицах и литых дисках
МТБ на спицах и литых дисках

Настоящие велосипеды на литых дисках производят для профессиональных спортсменов с целью катания на специальных трассах. А то, что мы видим в наших магазинах – наглая подделка.

Колёса таких «красавцев», при образовании восьмерки «не лечатся». Их можно сразу выкинуть в мусорку. Поэтому, хороший такой транспорт или нет – очевидно. Не?

АЛЮМИНИЕВЫЙ ВЕЛОСИПЕД ЛУЧШЕ ЖЕЛЕЗНОГО

Из предыдущего пункта закономерно вытекает следующий миф. Что алюминиевый велосипед лучше «железного». Да, это так, если речь об обычных горных – МТБ. Алюминий не ржавеет, он легче. Велосипеды на алюминии весят 12-14 кг. В то время как такие же железные на 2 – 3 кг больше.

Самый надёжный велосипед - мечта :)
Самый надёжный велосипед - мечта :)

А как тогда быть с дорожными велосипедами, гревелами? Зачастую, их рама сделана из хроммолибдена или «хайтен» - высокоуглеродистой стали. Это что, не железо что-ли? Чего их тогда покупают за 100 тыщ?

Карбон :)
Карбон :)

Железные велосипеды шоссейного типа лучше гасят вибрации жесткой вилки. В то время, как на МТБ с амортизацией это ни к чему. Вдобавок считается, что железные кони используются в качестве туристических велосипедов.

Оценить явную «хорошесть» или «плохость» предмета по материалу в этом случае сложно. Ответ: «Кому что нравится». Если одному важно облегчить велосипед – он выбирает карбон или алюминий. Кому важна прочность, выберут сталь. Каждому - своё.

ЧЕМ ЛЕГЧЕ ВЕЛОСИПЕД – ТЕМ ОН ЛУЧШЕ

С такой логикой можно к детскому трехколёсному прийти. А если серьезно, вес велосипеда очень важен. Но не в момент, когда едешь в поход и везёшь с собой, помимо своих 80кг, еще 20 дополнительно.

На лёгком велосипеде :)
На лёгком велосипеде :)

Когда едешь, с ужасом представляешь, что есть люди, которые ставят алюминиевые спицы на колёса, чтобы сэкономить 150 грамм веса. Вес важен для профессиональных спортсменов. Особенно если это велик – циклокросс. Эстафета гонки включает участки трассы, где велосипед нужно нести на себе.

Гонка циклокросс
Гонка циклокросс

Часто ли мы, катаясь во дворах своего дома, тащим велик на себе? Мы - точно нет. Нам не сложно затащить своих коней на 2-й этаж. А в остальное время, либо едешь, либо толкаешь. Без вариантов.

ДОРОГИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ

Дорого – вообще субъективное понятие. Для кого-то и 20 тысяч дорого, а для других 100 – копейки. Зачем вам спортивный велосипед за 150 тысяч, чтобы кататься до магазина и обратно? Куда это «качество» деть?

Самый дорогой велосипед в мире
Самый дорогой велосипед в мире

Говоря о качестве, нужно понимать ДЛЯ ЧЕГО оно тебе? Для туристических длительных поездок – заслуживает уважения, а для понтов – вовсе не обязательно. Поэтому понятие качества в велосипедной теме применимо только к вопросам эксплуатации, не более.

Даже самые дорогие велосипеды требуют обслуживания и их комплектующие также выходят из строя при неправильном использовании.

ХОРОШИЙ ВЕЛОСИПЕД, У СОСЕДА ТАКОЙ ЖЕ

Выбор «по аналогии» - главный враг человека. Это пережиток советского прошлого – «хотеть то же самое, что у соседа». Потому что люди жили более-менее одинаково. И если у кого-то появлялся какой-нибудь диван чешского производства, сильно завидовали. Желали «достать» то же самое.

Тем временем, сосед
Тем временем, сосед

Другой момент – люди не хотят думать. Они считают, раз «сосед купил», значит хорошее. "Чем я хуже соседа?" Вспоминается родительское: «А если все со скалы прыгать пойдут, ты тоже?».

Так что аналогию не используем, выбираем всё своим умом! Как минимум, потому что не знаем, умный сосед или только делает вид :)

ПЛОХОЙ ВЕЛОСИПЕД БЫСТРО РАЗВАЛИТСЯ

Знаете, вот смотрим мы на подростков, ездящих на обычных «ашанах» и ничего с этими великами не делается.

Ашан из Ашанов :)
Ашан из Ашанов :)

Дело в том, что подростки – лёгкие. Вряд-ли их вес превышает 60 кг. А значит, их любой велик выдержит, даже странный и дешевый китайский. Так что ашан – не ашан, а функцию «конь» выполняет, это главное.

"Мой первый велосипед" :)
"Мой первый велосипед" :)

К тому же нет того, чего бы не разваливалось. Со временем всё приходит в негодность. У дешевых и некачественных велосипедов износ приходит раньше, чем у других моделей. И если вам на этом велике не тюки возить, а кататься по городу в прогулочном режиме, то и он сойдёт за свои деньги.

ВЕЛОСИПЕДЫ НА ТРЕЩОТКАХ ХУЖЕ, ЧЕМ НА КАССЕТАХ

Считается, что это так. Но если включить ум и поставить под трещотку маленький подшипник, помогающий распределить нагрузку, хуже трещотка от этого не станет. О том, как это сделать, читайте в статье:

Храповый механизм находится внутри трещотки, а саму её велосипедист меняет раз в два-три сезона. Поэтому со сменой звёзд меняются и упорные собачки, и само кольцо.

Трещотка и кассета
Трещотка и кассета

А вот с кассетной втулкой такого нет. Звёзды надеваются на барабан, а храповик остаётся прежний. Банально, со временем он изнашивается. Ну и лучше ли такая конструкция, чем трещотка с подшипником под ней?

26 КОЛЁСА – ПРОШЛЫЙ ВЕК, А ВОТ НАЙНЕР - ДА

Начнем с того, что 28 колёса — это «прошлый век». Именно такого размера были колеса в конце 19 века. И они популярны сейчас на гревелах, шоссерах, дорожниках. Как раз 26 колёса – изобретение современности для горных велосипедов. Это удобный размер для горных путешествий. Естественно, катаясь на таких колесах по шоссе, не хватает скорости. Поэтому на смену 26 «изобрели» 27,5 и 29 колёса.

26 VS 36
26 VS 36

Они не лучше и не хуже. Стоит отметить, что для туристических нагрузок велосипеда, лучше именно 26 колёса. Потому что они крепче и меньше будут вылетать спицы. А 29 колёса человеку среднего роста тяжело раскручивать. Поэтому «найнер» больше подходит для высоких людей по пропорциям.

Прошлый – не прошлый век, каждый катается так, как ему удобно. Вдобавок, чем больше колесо на МТБ – тем выше вес велосипеда. С большими колёсами, да ещё если поставить антипрокольные покрышки 5-7 класса, где каждая больше 1 кило по весу, общий вес велика становится 17-18 кг. Вот такое вот «будущее уже сейчас».

ТОРМОЗА V-BRAKE УЖАСНО

Этот ужас только в «начитанности и насмотренности». По сей день V-brake тормоза пользуются спросом у профессиональных спортсменов. Вместе с «грипшифтами» - поворотной ручкой переключения скоростей. Если вам говорят, что ободные тормоза – плохие, не верьте.

V-brake
V-brake

Тормозят они лучше дисковых, потому что физика! Больше длина окружности для торможения, нежели на 160-180 мм тормозных дисках.

К тому же конструкция простая, легко чистится и не ржавеет. Главный их минус, как считают, это стирание обода. Но чтобы его полностью стереть, это ж как надо кататься!

КАТАФОТЫ, ЗАЩИТА ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ, ПОДНОЖКА ВЫДАЮТ НОВИЧКОВ

Вспомнилась ситуация с песенного конкурса. На кастинг пришла девочка. В жюри спросили, где она работает. - «В магазине нижнего белья». Зал засмеялся.

Главное в жизни :)
Главное в жизни :)

Тогда Лолита Милявская (кажется) быстро среагировала: «Не обращайте внимание, видимо никто из них нижнее белье не носит». 😊

Бесполезное?
Бесполезное?

Вот так, продаёшь нижнее белье – «не круто». Есть катафоты – не «крутой пацан». Однако с 1 марта 2023 года катафоты и светоотражатели ОБЯЗАТЕЛЬНЫ на велосипеде, если ездишь в тёмное время суток. Все правила ПДД для велосипедистов тут:

ПДД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ. ЧТО НОВОГО В 2023 ГОДУ?
Канал велопутешествий и походов18 апреля 2023

Гхм, защита переклюка, подножка? Действительно «крутым пацанам» она ни к чему. Перед девочками не круто выглядит. А остальные – путешественники, очень даже активно используют и то и другое. И ездят так десятки лет. Тоже, наверное, новички? 😊

КАРЕТКА И ШАТУНЫ ПОД КВАДРАТ УСТАРЕЛИ

Как может «неубиваемый» механизм кручения педалей устареть? Это, пожалуй, самое надёжное, что вообще есть в велосипеде. Хотя, у нас на канале есть подписчик, утверждающий, что постоянно ломает ось каретки. Как такое возможно удивляются даже профессиональные велоремонтники.

Система звёзд и каретка под квадрат
Система звёзд и каретка под квадрат

Ок. Вместо квадрата придумали полую каретку. Но в весе она ненамного меньше квадрата. Тогда какой смысл? Он, на наш взгляд, очень простой. Когда начали делать алюминиевые шатуны под квадрат, те стали со временем разбивать посадочное место.

Потребовалось разработать новый тип крепления алюминиевых шатунов и придумали hollowtech.

Виды кареток
Виды кареток

Так что, вопрос о том, лучше ли мыло – шила, риторический, кому как нравится. Об устаревании здесь говорить не приходится. А вы как думаете? Напишите в комментариях.

Про каретки у нас есть статья, посмотрите:

ПЛАСТИКОВЫЕ ПЕДАЛИ ХУЖЕ АЛЮМИНИЕВЫХ

Конечно, алюминий долговечнее пластика. Но даже не профессиональных спортивных велосипедах ставят пластиковые педали. Они легче. Но это не значит, что нужно ими пользоваться для повседневной езды, особенно с нагрузками.

Велосипедные педали
Велосипедные педали

Мы считаем, что прочнее алюминиевые, но и пластиковые не плохи.

Например, Лена ездит много лет на одном и том же пластике с насыпью и ничего с этими педалями не делается. Поэтому миф о педалях – также «вкусовщина».

Просто нужно выбирать качественные пластиковые педали, а не за 100 рублей для детского велосипеда, тогда будет счастье.

Еще пару лет назад, до всех этих событий в нашей стране, Shimano Tourney считалась «фу». Теперь, Слава Богу, что на велосипеде Шимано Турней! Хоть начального уровня.

Shimano Tourney
Shimano Tourney

Мы считаем, что для простой езды, начального уровня навески – выше крыши. Например, у меня (Андрея) стоит такой переключатель на 6 скоростей. Шесть лет я им пользуюсь и ни разу он меня не подводил. Круто – не круто, мне не важно. Главное всё переключается и меня устраивает.

Зачем мне переходить на более дорогие варианты, если и то, что есть отрабатывает нормально.

Перед кем красоваться? Впрочем, мы нисколько не подвергаем сомнению, что качественные детали лучше. Это факт. Желательно, чтобы они были на велосипеде. Но не в том случае, когда это нелепая гонка в стиле «hi end». Где человеческая психика не может успокоиться, пока на велосипеде не будет стоять все самое новое – модное – молодежное.

АМОРТИЗАЦИОННАЯ ВИЛКА ХУЖЕ РИГИДНОЙ

Один сказал – другие повторили. Так и рождаются мифы. Действительно, некоторые считают, что бюджетные амортизационные вилки «ничего не амортизируют» и вообще очень быстро самоблокируются и перестают отрабатывать по своему назначению. В нашем опыте – ничего такого не случилось. На одном велосипеде обычной вилке Zoom – 6 лет, на другом – 18 лет. Вилка Suntour. Они по-прежнему отлично пружинят и смягчают неровности. Особенно хорошо заметно, когда едешь по «тракторной тёрке».

Вилки: пружинная и ригидная
Вилки: пружинная и ригидная

Мы вполне допускаем, что есть люди, у которых портится вилка, но с нами этого не случалось. Некоторые люди, начитавшись про это, ставят жесткую вилку на велосипед. За счёт этого можно сэкономить на весе и обслуживании. Возможно, для кого-то такой вариант лучше. Но следует помнить, что отсутствие амортизации увеличивает вибрации в руки.

Да и в целом, со временем при езде по бездорожью, разбиваются дропауты переднего колеса. Жесткие вилки начинают «щёлкать», люфтить. А некоторые трескаются. В общем-то против них мы ничего не имеем. И сами ставили такую вилку. Но вопрос хуже-лучше тут очень субъективный.

ВТУЛКА НА НАСЫПИ ХУЖЕ, ЧЕМ НА ПРОМПОДШИПНИКАХ

Когда это говорят, то подразумевают «лучший накат» и прочность колёс. Отчасти это так. Но втулки на насыпных подшипниках, служат долго. Если они выполнены из качественных компонентов и хорошо обслужены, такие узлы ничем не хуже промподшипников. А то и лучше, ибо дают лучшие показатели в поворотах.

Оси велосипеда на конусах и промподшипниках
Оси велосипеда на конусах и промподшипниках

Вот почему на многих спортивных и туринговых велосипедах до сих пор ставят насыпные подшипники. На дешевых велосипедах, если не обслуживать втулку колеса, со временем может наблюдаться люфт. Насыпной подшипник может развалиться прямо в колесе, выдавив чашку, куда упираются шарики, внутрь. В этом свете, действительно, можно говорить о «хуже-лучше». Но в большинстве случаев, насыпь в колесе имеет такое же право на существование.

ЖЕСТКИЕ ПОКРЫШКИ ДАЮТ ХУЖЕ НАКАТ

Раз уж начали говорить про нашумевшее слово «накат», поговорим о нём в разделе покрышек. Дело в том, что накат — это субъективное понятие. Это личное ощущение человека от езды на собственном велосипеде. Все люди разные. Кто-то весит 60 кг, а кто-то 100. Один ездит на 15-й раме, другой на 21. Если эти люди пересядут на велики друг друга, то насчитаем, как минимум, 4 разных «наката». И дело будет не только в покрышках.

Покрышки велосипедные
Покрышки велосипедные

Действительно, узкие покрышки быстрее едут по шоссе и асфальту. Вот почему на шоссейных велосипедах ставят 28 колёса и узкие шины. Если речь о горном – МТБ, то устанавливая шины с грязевым протектором, велосипед будет хуже ехать по асфальту и лучше по мокрой траве и грязи.

И наоборот. То же верно относительно жестких покрышек. Если они жесткие и грязевые, накат будет хуже. А если жесткие и сликовые – станут «лететь» по магистрали. Для сохранения баланса между «накатом» и «сцепкой с дорогой», используют покрышки – полуслики с зацепами на бортах.

ЧЕМ ЛУЧШЕ НАКАЧАНА ШИНА – ТЕМ ВЕЛОСИПЕД БЫСТРЕЕ ЕДЕТ

Этот миф закономерно вытекает из предыдущего. Скорость перемещения зависит не от хорошо накачанной шины, а от оптимального «пятна контакта» с дорогой.

Пятно контакта покрышки
Пятно контакта покрышки

На спущенных шинах тяжело ехать по асфальту, а на перекачанных по вязкой грязи и песку. Всё относительно. Скорость передвижения зависит от баланса характеристик, включая давление в покрышках. Но не зависит только от шин.

РУЛЬ – БАРАН ЛУЧШЕ ПЕРЕКЛАДИНЫ

Этот «миф» создают любители «навалить» на велик с целью проехать как можно дальше. Сделать эдакий бревет на 100-200 км в день. Им действительно важна посадка шоссейного спортсмена на велосипеде. Ибо это даёт прирост к скорости.

Руль-баран
Руль-баран

Частично такой руль подходит для туринга – путешествий. Здесь кому что нравится. Есть те, кто ездит с «бараном», другим нравится «бабочка», третьи привыкли к простому у-образному рулю или перекладине.

Для горных велосипедов и езды по холмам и склонам руль-баран лишь будет мешать. А если речь про даунхилл и прыгунов – райдеров? Вот им точно «такого руля не хватает», чтобы убиться на первой горке. Как видите, всё относительно 😊

ИТОГ

Мы рассмотрели топ велосипедных мифов, бытующих в народе. Но это не все из них. Заблуждений гораздо больше. Если вы знаете ещё - напишите в комментариях.

Цель данной статьи – «расшевелить ум» человека, который воспринимает всё буквально. Велосипедный мир многообразен и «хорошесть» велосипеда стоит рассматривать только в симбиозе с велосипедистом и его параметрами. Надеемся, нам удалось навести на правильные мысли.

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

ЕСТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ВЕЛО-МИФОВ, ВОТ 2-Я ЧАСТЬ:

-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/...nal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8