Накат велосипеда – вещь субъективная и неоднозначная. Вокруг него масса мифов, легенд, ошибочных суждений и предположений. Всё потому, что у термина нет четкого определения и понимания, что это такое. А как известно:
Накат – это способность велосипеда ехать, как можно дольше без кручения педалей.
С другой стороны, более точное определение наката - это совокупность факторов, позволяющих велосипеду быстрее ехать без лишних усилий велосипедиста. Так более правильно. Ведь есть велосипедисты, которые едут в гору на 6 передаче и думают: "Что-то накат у велосипеда плохой". Здесь мы имеем дело с личными ощущениями из-за отсутствия навыков. К накату это имеет мало отношения.
Но как именно ехать, под каким весом, с какой скоростью, чтобы улучшить накат – всё это ключевые моменты, которые нужно измерять, дабы прийти к некому «научному объяснению».
Считаем, что точные характеристики имеет смысл мерить для профессионального спорта, применительно к весу самого велосипедиста и его габаритам. А для простой езды, зачем?
Тем не менее, кто из нас не хочет быстрее ехать? Одни пересаживаются с МТБ на шоссейник. Другие с шоссейника на гревел. А третьи, наоборот, выбирают МТБ и утверждают, что НАКАТ УЛУЧШИЛСЯ.
Всё потому, что они ставят разные задачи и ездят по разным грунтам и рельефам.
В данной статье мы поделимся своими соображениями относительно улучшения инерционных показателей обычного МТБ велосипеда. Просто потому, что экспериментировали с этим.
Мы: супруги, Андрей и Елена. Ездим в велопоходы и пишем статьи на велосипедную тематику. Подписывайтесь здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Будем рады новым подписчикам!
Поехали!
СРАВНЕНИЕ
Проще всего сравнить накат с катанием по льду на коньках. Чем ровнее лёд, острее коньки и тяжелее «каталец», тем инерция больше.
То же самое с велосипедом. Чем тоньше колёса, чем больше они накачаны и чем ровнее под ними асфальт – тем накат лучше. Увесистый велосипедист дает больше инерции, чем тощий. 😊
В отличие от коньков, велосипед не отталкивается ногами, только если это не беговел. Тут нужно крутить педали.
Чем легче крутить – тем больше скорость и разгон. Вот почему шоссейные велосипеды имеют узкие колеса 28 дюймов, аэродинамический руль-баран для посадки, уменьшающей сопротивление о воздух.
КАК УЛУЧШИТЬ НАКАТ НА МТБ?
Надеемся, вы поняли, что лучше всех накат на шоссейном велосипеде? Далее по убывающей: гревел, гибрид, туринг, кантрийник, мтб, дорожный, прогулочный, жиробайк…
В большинстве случаев, мы пользуемся универсальными «горными» велосипедами. И хотим улучшить накат именно на них. Как это сделать и от чего зависит?
В первую очередь, если изменить МТБ под шоссейный велик – создать гибрид, то получится более «накатистый» велосипед. Однако, в большинстве случаев, проще приобрести настоящий шоссейный велосипед и не «танцевать с бубном».
ПОКРЫШКИ
Если смотреть на то как и по чему мы ездим, можно сделать выводы. Например, на перекачанных колёсах не поедешь по песку. И на спущенных шинах далеко не уедешь по шоссе. Это значит, что на накат напрямую влияет тип покрышек и степень их надутости. А вернее, от правильного "пятна контакта" с поверхностью.
Лёгкие и узкие покрышки проще «раскрутить», они дают лучший накат. Если вы используете на велосипеде резину толщиной 2.0-2.35, можно поставить уже: 1.95-1.50. В таком случае, колеса станут более «шоссейными» и хорошо поедут по асфальту.
Также накат зависит от типа протектора. На «голых» покрышках – сликах ехать по асфальту быстрее, чем на грязевых или грунтовых. Поэтому можно с заменой ширины покрышки, подумать о выборе менее «зацепистого» протектора шин. Подробнее о выборе покрышек в статье:
ВТУЛКИ
В большинстве велосипедов установлены «насыпные подшипники» во втулках. Это значит, что конус, накрученный на ось, зажимает шарики во втулке и притягивает их к чашкам.
В насыпных подшипниках нет ничего плохого. Их ставят даже на гоночные спортивные велосипеды. Дело в качестве материалов. Если чашки и конусы сделаны из мягкого металла, это со временем приводит к их износу.
Начинаются люфты колеса. А значит, накат ухудшается. Это факт. Колесо, которое не плотно держится в раме и болтается, быстрее теряет инерционную скорость. Нужно постоянно крутить педали, чтобы ехать.
Считается, что, если во втулке стоят промышленные подшипники, такого нет. Это правда. Проверено на нашем опыте. Поэтому есть смысл поменять «насыпь» на «прома». О том как это сделать на обычном велосипеде, мы описывали в статье:
Также следует учесть, что, если сами подшипники расставлены во втулке дальше 68 см, это дает чуть хуже накат, но не значительно. Зато ось с широко поставленными подшипниками дает большую устойчивость к излому.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Иногда люди говорят: «Хочу поменять велосипед, очень трудно крутить педали». А потом выясняется, что всё это время человек ездил с неотрегулированными тормозами. Не важно, дисковыми или вибрейками. Колодки или диск тёрлись и замедляли колесо в процессе движения. А велосипедист не обратил на это внимание или не понимал, что не так.
То же касается смазки втулок и подшипников. Если узлы велосипеда забились песком и грязью, это замедляет кручение и напрямую ухудшает накат.
Важно также следить за спицами и геометрией колеса. Ослабленные спицы дают восьмерку. Нарушенная геометрия колеса частично влияет на характеристики скорости движения.
Вот почему важно вовремя делать техническое обслуживание велосипеда.
РАМА И КОЛЕСА
Существует много мифов и мнений относительно материала и геометрии рамы, размера колёс. Что одно «едет» лучше другого. Но это всё субъективные представления конкретного человека под его параметры. Конечно, долго ли будет катиться велосипед с такими колёсами? Думаем, ответ очевиден?
Безусловно, геометрические параметры велосипеда влияют на характеристики движения. Но вряд ли кто-то из нас будет менять раму или размер колёс? Ведь нам интересно, как именно наш велосипед «ускорить»? А не как превратить его в «крокодила».
Здесь нужно знать только одно: «лучше шоссейного велосипеда по шоссе, ничего не едет!». Это аксиома, а всё остальное – производное от этого.
Поэтому все "танцы с бубнами" вокруг "наката" будут возле превращения МТБ велосипеда в шоссейник или связаны с изменением типа посадки до более "аэродинамической". Других вариантов здесь быть не может.
ИТОГ
В завершение не хочется давать пустые слова. Поэтому дадим ещё одно сравнение. Например, когда мы плывём на резиновой лодке по реке, то "накат" или "наплыв" напрямую зависит от того, как распределен груз.
Если он сосредоточен только на носу - лодка будет "вертлявой". Инерционные свойства у нее будут средние. А вот если нос загрузить чуть больше, чем заднюю часть, то нагрузка распределится равномерно и лодка будет плыть ровно и уверенно.
И наоборот, если создать перевес сзади, будет тяжело грести. Какой вывод из этого можно сделать, применительно к велосипеду?
Очень простой. Также как и на лодке, накат велосипеда зависит от того, как распределен вес на раму и куда приходится центр тяжести. Если загрузить велосипед грузом на задний багажник, то он начнет "козлить". Раскручивать педали будет сложнее, накат теряется.
А если перераспределить вес на вилку, причём поместить туда основную тяжесть - будет катиться хорошо. Особенно с горы.
Спасибо, что дочитали. Пишите, что думаете в комментариях. Будем рады любым предложениям и уточнениям.
С уважением, Андрей и Лена.
Канал велопутешествий и походов.
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘