Всем привет. Спасибо нашим подписчикам за то, что подкинули идей для продолжения темы распространенных "велосипедных мифов". Видим, что тематика "зашла" читателям, поэтому продолжаем. В этой статье будет 2-я часть, а если не читали 1-ю, прочитайте.
Однако, хочется не просто перечислить остаток «мифов», а поговорить о восприятии людей этой темы.
Постоянно появляются комментарии в стиле: «Да ничего вы не понимаете, всё всеми уже доказано, что топ, а что не топ. И вообще покупайте дорогие велосипеды и не будьте нищебродами».
Комментаторы, видимо, не понимают, что статьи, которые мы пишем, воспринимаем В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ С ПОЗИЦИИ ТУРИНГА - т.е. велопутешествий. А потом уже всего остального – красования, «брендов» и прочего.
И вот приходит человек, до конца статью не прочитал и делает вывод, какие ж мы «дурачки», всё не так написали и не то. Начинает транслировать заезженные велосипедные мифы, которые вообще не относятся к нашей теме. Итак, что это за вопросы? Начнем перечисление.
Если вам интересна тема велосипедов, походов, путешествий, подписывайтесь здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Мы рады новым участникам!
ДОРОГИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ ЛУЧШЕ ДЕШЕВЫХ
На эту тему мы уже писали статью, которая называется: «Твой велосипед хороший, а мой - плохой». Можете почитать:
Вкратце – нет хороших и плохих велосипедов, есть велосипеды для разных задач и с разной степенью износостойкости деталей. Их «хорошесть» регулируется только тремя факторами:
- Как и где я буду ездить?
- Как и когда я буду чинить?
- Время невозвратного износа деталей.
Всё, других критериев нет. И если люди оценивают «хорошесть» велосипеда по цвету боночки на раме или размеру колёс – они явно что-то не понимают. Ну а для тех, которые хотя бы сделали попытку понять, будут следующие пункты.
КАРЕТКА HOLLOWTECH ЛУЧШЕ КВАДРАТА
Если вы наберете это словосочетание в поисковиках, вам выдаст кучу форумов с информацией реальных пользователей полых кареток. Вкратце:
- Срок их службы ограничен по сравнению с квадратом.
- Они очень капризны к попаданию воды.
- Тонкие подшипники может заклинить.
Те, кто говорят, что «холлоутек» — это будущее велосипедов, что-то не понимают. В частности, что эти каретки пришли из профессионального спорта. Это РАСХОДНИК, который меняется автоматически после гонки.
Он не предназначен на большие и долгосрочные нагрузки. Если человек планирует использовать такую каретку в долгой перспективе, вероятно, ему её хватит на 1000 км не более. Дальше попадёт вода и песок, начнутся люфты. Выход один – такая каретка подлежит замене.
А если планируешь проехать путешествие 5 000 и более км, что делать? Возить с собой запасную каретку и съемники?
Кстати, весит эта система не меньше, чем квадрат. Вот, собственно, и всё – миф развенчан. Конечно, мы не говорим, что это плохие каретки и не призываем от них отказываться. Говорим лишь о соответствии их трем параметрам: вездеходности, ремонтопригодности и сроку службы.
НАВЕСКА ВЫСОКОГО УРОВНЯ ЛУЧШЕ НАЧАЛЬНОЙ
Когда так говорят, обычно приводят в пример скорость переключения передач. Дескать на хорошей навеске скорости переключаются моментально и резко. Поэтому они лучше. Спору нет, это так.
Но это важно для даунхилла, катании по лесным тропам на скорость. Для туринга и простой езды быстрое переключение не слишком важно. Поэтому стремление к «топовой» навеске если не планируешь спортивную езду, бессмысленно. Зачем тратить деньги на то, что не принесет нужного эффекта?
ЧЕМ БОЛЬШЕ СКОРОСТЕЙ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – ТЕМ ЛУЧШЕ
Спасибо нашему подписчику, за то, что вспомнил про этот самый главный миф. Он взялся из среды 90-х годов, когда в России после распада СССР стали появляться первые горные МТБ – велосипеды.
Наличие скоростей для тех времен было настоящей «магией». Потому что кроме велосипедов: Кам, Школьников, Салютов, Аистов и за редким исключением ХВЗ – никто ничего не видел.
Появление доступного велосипеда со скоростями, создало миф, что «чем больше – тем лучше». Сравнивали по аналогии с автомобилем, чем больше разгон – тем лучше.
Зато сейчас мы знаем, что количество звёзд не влияет на КАЧЕСТВО педалирования. Потому что звёзды сами не крутятся, их крутит велосипедист.
И от того, как будет ехать велосипед – зависит от «всадника», его физики и техники езды. Ведь если посадить на велосипед культуриста с накачанными ляшками, он и в вертикальную гору на фиксе заедет.
Поэтому миф о связи количества звёзд с качеством велосипеда слишком преувеличен. Из этого пункта закономерно вытекает следующий.
ОДНА ЗВЕЗДА СПЕРЕДИ ХОРОШО, А ТРИ – ПРОШЛЫЙ ВЕК
Когда люди поняли, что третьей звездой на кассете велосипеда они практически не пользуются, решили: «А почему бы её вовсе не выкинуть?». Начали выкидывать, сначала переходя на «двойник» - две звезды спереди, а потом и на «сингл» - одну звезду.
Их логика в следующем: «Зачем мне лишние граммы из неиспользуемых звёзд и передний переключатель, который надо настраивать и в который забивается грязь?». Таким образом, выкинули и переключатель, и «лишние» звёзды. Грамм 350 сэкономили. Но стало ли лучше?
Опять же, для тех, кто катается по пересеченной местности и различным ездокам по лесным тропинкам – стало лучше. Для городской среды при прогулочной езде – тоже, почему бы и нет? Тут вообще скорости не нужны, зачем возить лишний вес в виде кассеты звёзд?
А для туринга что? Сначала путешественники «повелись» на эту тему и начали повально устанавливать на свои «гревелы» одну звезду спереди. При этом им пришлось заменить всю трансмиссию, установив на втулку заднего колеса 10, а то и «сковороду» из 12-ти звёзд. Это естественно, когда убираешь звезды 3х8=24, 1х8 =8, восьми передач недостаточно. Надо хотя бы 12. Максимум влезет 13. Но 12 это обычное число среднестатистического МТБ с трещоткой на 6 скоростей.
Спрашивается, стоило ли «танцевать с бубном» и ставить «сковороду» из кассеты звезд на заднее колесо, его утяжеляя и создавая ещё большую нагрузку на ось? Стоило это того, чтобы, избавившись от переднего переключателя и двух звёзд спереди, прийти к той же скоростной системе? Не удивительно, что на таких велосипедах периодически разваливаются собачки в барабане. Но об этом позже.
Сейчас произошло переосмысление и на большинстве «модных гревелов» ставят «двойник» из передних звёзд с количеством зубьев 32 -42 и с кассетой на 10. Получаем, 20 скоростей. Как видите, не «крутизной единой сыт человек». Есть банальное удобство. И этим всё сказано.
ГИДРАВЛИКА ЛУЧШЕ МЕХАНИКИ
Один наш приятель, который часть жизни провёл в велосипедном спортклубе как-то сказал: «Перешёл не гидравлику. Не понял, честно». Гидравлические тормоза на велосипеде хорошо тормозят, спору нет. Но они требуют к себе бережного отношения. К ним больше вопросов по обслуживанию.
И если в механике, взял запасный трос и «голова свободна», то в случае с гидравликой, нужно специальное масло, шприцы, особый вид прокачки. А если порвалась рубашка – также нужна запасная.
Эти тормоза «закипают» на длительных спусках, мерзнут на морозе. В дешевых моделях рвётся или пережимается уплотнительная резинка - кольцо. Так что такие тормоза может "прорвать" в любой момент, а вы вместо велосипедиста станете мини-сантехником :)
Да, они лучше зажимают колодки и подстраиваются сами под ротор. Но для туринга – возить с собой причиндалы для ремонта только тормозов «такое себе».
Эти тормоза хороши для гонок и спортивной езды на велосипеде без сумок. А в велопутешествиях, какой в них смысл? Да и стоят они на порядок дороже. Найти запчасти в глубинке – сложно.
Поэтому, повторимся, спору нет, что они лучше тормозят, но в озвученном комплексе возможных проблем, их целесообразность на велосипеде относительна.
КАРБОН ЛУЧШЕ АЛЮМИНИЯ
Сравнивать спортивные карбоновые велосипеды и обычные МТБ – некорректно. Это вообще ДВЕ ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ. В прямом смысле.
Карбоновые велосипеды дорогие, не потому что они лучше, а потому что их тяжелее изготовить. Здесь тоже много мифов, как в одну, так и в другую сторону. Например, что карбоновые велосипеды трескаются и разваливаются. Да, такое происходит, но не массово. Чаще всего, проблемы возникают у карбоновых вилок, рулей, а также в области дропаутов – со временем посадочные места «разбиваются». В целом, если беречь такой велик, он прослужит долго.
Но он явно не предназначен для того, чтобы на нем ездил мужик под 100 кг с 30киллограмовой поклажей. Думаем, почему – объяснять не надо?
Если дорого – не значит лучше. Это лишь показывает, что велосипед предназначен для других задач. И если вы стремитесь обладать карбоном, как чем-то превосходящим всё остальное – возможно, вы глубоко ошибаетесь и что-то не так понимаете. Деньги здесь вообще не гарант «качества» под неправильно поставленные задачи.
ВТУЛКИ НА ПРОМАХ ВЕЧНЫЕ
В основном подростки и школьники восхваляют эти втулки на промах типа «Новатек», дескать, поставил – и забыл навсегда обо всех проблемах. Но ведь это обман.
Действительно, считается, что такие втулки прочные и долговечные. И хочется верить, что с ними ничего не случится. Однако, это не так. Вот, к примеру, видео профессионального спортсмена, который наглядно рассказывает и показывает, что даже ДОРОГИЕ втулки на промах, ломают ось.
Причём там, где этого вообще не должно случиться. Всем, кто восхваляет «новатеки» и прочее, советуем к просмотру, с целью, так сказать, вразумления:
Мы не отрицаем, что на втулках новатек можно ездить долго и успешно, но это не значит, что нужно создавать миф об их полной «неуязвимости». То же касается планетарных втулок, поговорим о них.
ЛУЧШЕ ПЛАНЕТАРНЫХ ВТУЛОК НИЧЕГО НЕТ
Для тех, кто не знает – планетарная втулка так названа, потому что шестерни в нее установленные, вращаются, наподобие планет вокруг Солнца. И если в обычном велосипеде есть трещотки и кассеты, расположенные с правой стороны заднего колеса, в «планетарке» эти «звёзды» (вернее, шестерни вместо них) убраны во втулку. Переключения скоростей происходят внутри втулки.
Спору нет, это удобно и практично. Но по закону Мерфи: «Всё, что не может не испортится – также портится». И как чинить? Заклинившую планетарную втулку не сменишь в походных условиях, да и редкий веломастер способен её перебрать «на коленке».
Это делает её «миной замедленного действия». Никогда не знаешь, когда от неё ждать неладного. И если поломка случится где-нибудь в безлюдной местности, что тогда делать с этой «лучшей» втулкой?
ОДИН БРЕНД ЛУЧШЕ ДРУГОГО
Знаете, как определяет веломеханик, хороший велосипед или плохой? На некоторые вещи и не подумаешь. Например, приехали мы в веломастерскую в Керчи, будучи в походе. Нужно было докупить несколько спиц, взамен вылетевшим.
Мастер глянул на велики и сказал: «А вот этот велик поинтереснее будет?» - В смысле? – спросил я. – «Спицы нержавейка».
Уже пройдя поход, стало понятно, почему не бренды, ни «хромолевые рамы», ни гревелы с ними связанные, «делают погоду», а банально – «спицы». Они ржавеют и вылетают. И когда покупаешь велосипед, об этом редко задумываешься.
В первую очередь, специалист смотрит на детали, на профиль ободов: двойной или одинарный, пистонированный ли. На качество покрышек, на втулки: на промах или на шарах. А также на материал рамы, качество швов и состояние трансмиссии.
И если велосипед дешевый, но у него всё в порядке по перечисленным параметрам, НИ ОДИН специалист не скажет, что он плохой.
Оценивать велосипеды по брендам удел подростков, желающих выделаться перед противоположным полом, либо перед себе подобными. Взрослые люди этим не занимаются. Им это не за чем.
Путешественник Виктор Атласов 40 000 км. cделал на обычном велосипеде Stels, забираясь в такие дали, куда нога человека редко ступала. И ничего, нормально. Когда он рассказывает о своих путешествиях, его знакомые объявляют, что: «На таком велосипеде мы даже из дома выезжать боимся». Поэтому проблема «лучших и худших» велосипедов исключительно в головах людей и в их знаниях об этом.
ВЫВОД
В большинстве случаев, личный опыт – лучший критерий оценки. А не чьи-то там мнения из интернета.
Мы также не призываем вам верить нам, а включать голову и здравый смысл. В конце концов, как гласит известная пословица: «Что русскому хорошо – то немцу смерть». Поэтому советовать что-либо этим двум «национальностям» - дело индивидуальное 😊
Если у вас есть своё мнение – пишите в комментариях.
Ну а мы благодарим за то, что дочитали. Всего вам доброго.
С уважением, Андрей и Лена.
Канал велопутешествий и походов.
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘