Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

История в картинах: шотландские горцы и русские гусары

Имя шотландского баталиста Роберта Гибба в России практически неизвестно. Да и в Великобритании его сейчас не относят к числу наиболее выдающихся художников. Хотя при жизни Гибб числился придворным живописцем и даже являлся главным хранителем "Национальной галереи Шотландии". Тем не менее одна из его картин превратилась в настоящий мем в англоязычных странах. Разумеется речь идёт о полотне "Тонкая красная линия" (Национальный военный музей Шотландии). И, как это часто бывает, искусство в очередной раз приукрасило историю.

Роберт Гибб "Тонкая красная линия" 1881, Национальный военный музей Шотландии, Эдинбург, Великобритания(изображение из открытых источников)
Роберт Гибб "Тонкая красная линия" 1881, Национальный военный музей Шотландии, Эдинбург, Великобритания(изображение из открытых источников)

Чтобы разобраться, как всё было на самом деле, нам придётся вспомнить пожалуй самую героическую, и в то же время самую печальную страницу русской военной истории - Крымскую войну. Это одна из немногих войн, проигранных Российской империей несмотря на отчаянное сопротивление русской армии. Она начиналась как освободительный поход и закончилась оборонной собственных территорий и полной потерей влияния на Чёрном море.

Император Николай I оказался не готов к тому, что в этот раз его интересы на Балканах столкнутся с интересами Австрии и Великобритании. И если первая предпочла недружественный нейтралитет "доброй ссоре", то вторая всерьёз собиралась драться за свои интересы - Турция к тому времени оказалась в глубокой экономической и политической зависимости от англичан. До кучи грядущая война стала хорошим поводом для поднятия престижа некоторых европейских политиков.

Первый президент Франции Луи-Наполеон Бонапарт всего год назад провозгласил себя императором и теперь по случаю своей коронации решил сделать французам подарок. Французские газеты радостно трубили о реванше за неудачу дядюшки свежеиспечённого монарха в 1812 году. Будущий король Италии Виктор Эммануил II на Чёрном море ничего не забыл, но Наполеон III за участие в войне пообещал ему поддержку в создании единого итальянского государства. Впрочем, 3 дивизии сардинцев погоду на фронте не сделали. Ну разве что потрепали нервы своему королю, фактически оставившему страну без защиты под угрозой нападения Австрии. Ну а холера выкосила куда больше берсальеров, чем русские пули.

... 14 сентября 1854 года высадившиеся в Крыму британцы вышибли из Балаклавы батальон отчаянно сопротивлявшихся греков и превратили город в свою основную базу. И тогда командующему русской армией светлейшему князю Меншикову пришла в голову гениальная идея. Отбив Балаклаву можно было прервать снабжение британских войск под Севастополем и снять с него блокаду. Осуществить эту операцию князь поручил обрусевшему испанцу Павлу Липранди.

Если Бородинскую битву каждая участвовавшая в ней сторона считает своей победой, то с Балаклавским сражением всё обстоит с точностью до наоборот - её называют своим поражением как русские, так и британцы. Вишенкой на торте стала знаменитая атака лёгкой кавалерийской бригады под командованием лорда Кардигана (ага, того самого, Крымская война вообще стала одним из ключевых событий в истории британской моды). Изобретатель свитера в тот день вообще жёг напалмом. Сначала он беспечно любовался, как кромсают друг друга в лобовой атаке драгуны генерала Скарлетта и гусары генерала Рыжова. А потом проснулся от пинка главнокомандующего Реглана (ещё один привет из мира моды), вскочил в седло и браво повёл свою бригаду под русскую картечь.

Наблюдавший за атакой Кардигана французский генерал Пьер Боске выдал мгновенно ставшую легендарной фразу: "Это великолепно, но это не война: это безумие". А русские вообще решили, что британские кавалеристы перепились. Так благородный лорд сумел спустить в унитаз победу своей армии, превратив её в одно из самых впечатляющих поражений. Видимо чтобы Кардиган сильно не расстраивался менее чем через месяц князь Меншиков проиграл союзникам Инкерманское сражение. Причём проиграл лично, дабы подчинённые не смогли испортить его гениальной задумки.

... А в стороне от исторического рубилова Скарлетта и Рыжова почти у самого моря за холмом расположился 93-й пехотный полк, состоявший из шотландских горцев. Когда к холму направилась группа уральских и донских казаков, генерал Кэмпбелл приказал построить шотландцев не в четыре ряда, как полагалось в таком случае для отражение конной атаки, а в два, чтобы русские не обошли его с флангов. Ну и заодно толкнул речь: "Приказа к отходу не будет, парни. Вы должны умереть там, где стоите" (оно и понятно - отходить пришлось бы в Чёрное море). Но казаки тоже знали как британцы отражают кавалерийские атаки и решили, что за холмом у них имеются резервы. Поэтому когда у шотландцев сдали нервы и они начали палить, не дождавшись, пока русский приблизятся вплотную, те попросту развернули коней и скрылись. В отличие от Кардигана Кэмпбелл голову не потерял и громовым ором остановил своих солдат, кинувшихся за удаляющимися казаками под русскую картечь.

Всё это лично наблюдал Уильям Рассел, которого теперь считают первым в истории военным корреспондентом. Именно его статья в "The Times" об экзерсисах Кардигана произвела на британскую общественность настолько тягостное впечатление, что никому в голову не пришло считать Балаклавское сражение британской победой. Видимо Расселу захотелось как-то подсластить пилюлю примером отваги британских солдат и в своей статье он образно назвал 93-й полк "тонкой красной полосой, ощетинившейся сталью". Позднее вместо "полосы" журналист использовал более удачное слово "линия". Так два залпа по бросившимся в рассыпную казакам стали легендой.

... В ту пору Роберту Гиббу исполнилось всего 9 лет. Картину, прославляющую подвиг своих земляков, он создаст только четверть века спустя вдохновившись книгой "Вторжение в Крым" историка и участника событий Александера Кинглека. Впрочем, книга стала для Гибба источником лишь вдохновения, но отнюдь не информации (Кинглек внимательно изучил не только британские, но и русские материале о войне). Поэтому на полотне вы видите, как падает сражённый пулей русский гусар, который в это время рубился вдалеке от шотландцев с драгунами Скарлетта. Да и вообще ближайший русский находился от них на расстоянии не ближе 100 ярдов (свыше 90 метров). И вот уже в статье "Military History Monthly" русские сотнями гибнут от шотландских пуль, хотя всего под Балаклавой погиб 131 наш соотечественник, а отчаянные горцы в одну физиономию решают исход сражения.

Но легенда продолжает жить. Попадает в балладу Киплинга "Томми" ("Тонкая красная линия героев"), становится названием книги Джеймса Джонса о подвиге американских солдат в битве за Гуадалканал, а затем и фильма по книге. Впрочем этот подвиг был уже самым настоящим.

Читайте в этом цикле: