Я уже упоминал в этом цикле имя замечательного художника-передвижника Николая Васильевича Неврева. Тогда мы рассматривали одну из самых известных картин этого живописца. Сегодня речь пойдёт о, пожалуй, самом загадочном полотне Николая Васильевича - "Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III" (Национальный художественный музей Республики Беларусь).
Согласитесь, не совсем понятно, зачем этот товарищ справа машет мечом перед носом гражданина в красной шапочке? Нет, безусловно, определить кто здесь кто ещё можно. Который с мечом явно и есть Роман Галицкий. А красная шапочка, судя по церковному облачению, видимо посол папы. Но вот чем именно они заняты - совершенно непонятно. Давайте разбираться. Но для начала расскажу, кто же такой этот самый Роман Галицкий.
Впоследствии эту могучую фигуру заслонил своей славой его родной сын, Даниил Галицкий. Тем не менее, Сергей Соловьёв в "Истории России с древнейших времён" называет галицкого князя не иначе как Роман Великий. За что такие почести?
По происхождению Роман Мстиславич являлся законным наследников киевского престола. Но 12 марта 1169 года войско великого князя Владимирского Андрея Боголюбского взяло Киев штурмом. Великий князь Киевский Мстислав Изяславич, отец Романа, в тот день лишился престола. Правда, Андрей княжить в Киеве не стал. Новым государственным центром русских земель он сделал город Владимир.
Двадцатилетний Роман в ту пору княжил в Новгороде и сумел в какой-то степени отомстить за поражение отца. Под Новгородом войско Андрея Боголюбского потерпело такое сокрушительное поражение, что новгородские купцы в тот сезон торговали пленниками в розницу и мелким оптом по бросовым ценам. Впрочем, эта победа никак не помогла Мстиславу вернуть престол. Андрей просто привычным движением руки перекрыл подвоз хлеба в Новгород, и новгородцы сразу же попросили Романа на выход.
Так молодой князь на целых 18 лет застрял в заштатном Владимире-Волынском, пока им не заинтересовались бояре из соседнего богатого Галича. Они как раз собирались выгнать очередного князя и искали ему замену. Роман произвёл на них впечатление полного лузера, то есть прекрасно соответствовал всем требованиям к вакансии галицкого князя.
Увы, процесс вокняжения в Галиче затянулся аж на десятилетие, связав в адский змеиный клубок интересы Святослава Киевского, Всеволода Владимирского, венгерского короля Белы III и даже... императора Фридриха Барбароссы. В конечном итоге Роман стал галицким князем, но совершенно не таким, как ожидали местные бояре.
По мере того, как вчерашний изгой набирался сил, его имя на Руси становилось всё популярнее и популярнее. Галич перестал быть политической ареной для соседей. Теперь уже сам Роман вмешивался в чужие дела - то поддерживал своего польского кузена Лешека Белого в борьбе против их общего дяди Мешко, то оказывал помощь венгерскому принцу Андраши Крестоносцу. В Галиче отсиживался свергнутый византийский император Алексей III. Поссорившись со своим тестем Рюриком, Роман отобрал у него Киев и фактически стал владеть половиной русских земель.
Единственным человеком на Руси, с которым у галицкого князя не возникало никаких конфликтов, был преемник Андрея Боголюбского, великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо. Галицкие и киевские летописцы величали Романа "самодержцем всея Руси". Его полки охраняли русскую землю от поляков и венгров на западе, и наводили шорох на половцев на юге.
Но на власть Всеволода Роман никогда не покушался, то ли в благодарность за политическую поддержку, которую тот ему оказал на пути к галицкому престолу, то ли опасаясь связываться с человеком, может и уступающим ему в силе, но многократно превосходящим в хитрости. В любом случае этот негласный мир позволил Русской земле окрепнуть в последний раз перед страшным Игом. За что Романа и воспевали летописцы.
Именно таким он и предстаёт на картине - могучий властитель и храбрый воин. Что касается самой изображённой Невревым сцены, то не буду её пересказывать, а лучше процитирую первоисточник: "Папа римский, слыша, что Роман всю Русь под свою власть покорил, венгров победил и полякам, великое разорение учинив, страшен стал, послал к нему посла своего склонять, чтоб принял веру папежскую, учинив ему многие обещания королем русским его сделать... Один из послов, имея с Романом разговор, прославлял власть и силу папежскую и что он может Романа богатым, сильным и честным мечем Петровым (имеется ввиду апостол Пётр, считающийся первым римским папой - примечание моё) учинить. Роман, меч свой вынув, показал послу и спросил: "Такой ли меч Петров у папы? Если имеет такой, то может города брать и другим давать, но против закона Божия, потому что Петру такой меч иметь и воевать запретил Господь. А я имею мой, от Бога данный, и пока есть при бедре моем, не имею нужды иначе покупать, только кровию, как отцы наши и деды расширили и умножили землю Русскую"".
Как утверждает один из первых русских историков, Василий Никитич Татищев, а это именно его текст, встреча Романа с послами произошла в 1204 году, когда папой был Иннокентий III - один из самых могущественных римских понтификов. В целом подобная история не выглядит невероятной - римские папы охотно жаловали короны правителям Восточной Европы в обмен на принятие католичества. Один из последних таких случаев относится к XV веку, когда королевскую корону должен был получить великий князь Литовский Витовт.
Поэтому более поздние историки охотно пересказывали этот рассказ, хотя известен он только со слов Татищева и никакими летописными источниками не подтверждён. Да ну в самом деле, почему бы Роману и не помахать мечом перед носом "папежского" посла - у себя в Галиче он вполне мог позволить себе такую блаж. А уж верить Татищеву и Невреву или нет - решать только вам...
Читайте в этом цикле: