Найти тему
Minsknews.by

По шесть часов на посту в 30-градусный мороз. Как в Великую Отечественную служили регулировщицы

Оглавление

Только на первый взгляд регулировщицам в годы Великой Отечественной войны выпала легкая доля. Во время передислокации войск они сутками стояли под открытым небом в любую погоду, ограждали воронки, указывать объездные пути вокруг взорванных мостов. О службе девушек-регулировщиц в войну — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

О некоторых иллюзиях

Почти каждый хотя бы раз видел в военной кинохронике работу девушек-регулировщиц, особенно в побежденном Берлине. Ввиду отсутствия интенсивного движения их функции казались скорее церемониальными, декоративными. И не только нам с высоты времени. Будущий глава КНДР Ким Ир Сен, увидев их когда-то в Германии, после прихода к власти на родине расставил северокорейских девушек-регулировщиц на улицах Пхеньяна, несмотря на почти полное отсутствие транспорта. Традиция действует там и сегодня.

На деле эта профессия в военные годы не была беззаботной. С флажками в руках на дорогах войны стояли в основном вчерашние школьницы. Как вспоминала гомельчанка Татьяна Семенова, в 1941-м в военкомате из-за 17-летнего возраста ее не взяли на курсы ни медсестер, ни тем более снайперов, а в регулировщицы приняли без разговоров. Очевидно, в комиссариатах не задумывались, предлагая девушкам-подросткам, как казалось, неопасную легкую работу.

Один из лучших водителей Дороги жизни по льду Ладожского озера Владимир Сердюк рассказывал: «Нас могли обстрелять. Машины могли провалиться в полынью. Но хуже всего, конечно, тем, кто совсем не уходит со льда. Нет им передышки ни днем, ни ночью. Нельзя допустить малейшей заминки в движении машин. Как только где-нибудь пробка — сразу обстрел или налет». И тогда единственным выходом для регулировщицы оставалось упасть на лед и уповать на белый маскхалат. Но если день погожий, то спрятаться от вражеских пуль не представлялось возможным. На Ладоге девушкам приходилось по шесть часов стоять на посту в 30-градусный мороз. В обязанности входило не только указывать направление движения, но и следить за состоянием льда, расставлять указатели объезда в местах трещин, делать ограждения вокруг бомбовых пробоин или вокруг полыньи, наблюдать за усталостью льда и при надобности изменять нити маршрута, расчищать свой участок от снега. При этом регулировщицы на Дороге жизни жили прямо на льду. Для них пригнали широкие сани, на которых устанавливали палатки. Там девушки и отсыпались после смены, а проснувшись, вновь шли на пост. Валенки, ватные штаны, полушубок, через плечо — карабин, потемневшие обмороженные щеки — так выглядели вчерашние школьницы.

При этом соблюдались все советские формальности. Регулировщицы на Ладоге в тех самых палатках устраивали комсомольские собрания, выпускали боевые листки, избирали комсоргов…

А когда шли большие колонны, девочки выстраивались живым коридором, стояли вдоль трассы, как столбики, через каждые 100 метров. Мгновенно реагировали, если машины проваливались под лед, спасая людей или грузы.

-3

Спасали и погибали

Желтый флажок в правой руке, красный — в левой использовались днем. Ночью в ход шли фонарики тех же цветов. Например, красный флажок, поднятый вверх, означал «Стой!». Желтый в таком же положении оповещал об опасном участке дороги с воронками и выбоинами, где необходимо снизить скорость. Если девушка поднимала желтый флажок на уровень груди, согнув руку в локте, то можно было ехать прямо и направо. Свод значений довольно велик, весь не процитируешь.

Во время передислокации войск регулировщицам порой приходилось сутками стоять под открытым небом вне зависимости от погоды. Ограждать воронки, перегораживать дороги, указывать объездные пути вокруг взорванных мостов. Водители часто не спали по нескольку суток, кабины полуторок не отапливались, поэтому некоторые шоферы не брезговали спиртным для согрева. В результате известны десятки случаев гибели регулировщиц под колесами советских грузовиков, особенно по ночам.

Регулировщица имела право потребовать у водителя буксировать сломавшуюся машину, затрудняющую движение. Нередко в ответ звучал отборный мат. Не у всех было развито чувство солидарности, да и отставать от своего автобата шоферы не хотели. Девушек обвиняли во всех грехах, будь то плохое состояние дорог или заторы.

Во время отступления немцы оставляли заминированными как центральные, так и объездные дороги. Некоторые водители, якобы знатоки местности, рвались объехать пробку лесами, не зная о минах. Тогда регулировщицы бежали наперерез, рискуя жизнью, чтобы остановить псевдознатоков.

Когда боевые действия переместились в Европу, регулировщицы нередко становились жертвами немецких диверсантов и не только. Во многих официально освобожденных районах в разрушенных зданиях укрывались не сдавшиеся в плен гитлеровцы. И девушка с флажками, одиноко стоящая на дороге в ожидании колонн, оказывалась легкой добычей.

-4

Бранденбургские мадонны

Только в конце войны регулировщицы получали удовольствие от своей службы, став хозяйками улиц Берлина. Например, Лида Спивак в качестве регулировщицы оставалась рядом с действующей армией, освобождавшей Крым, Польшу. Получила контузию, а дойдя до Берлина, оказалась на Посту № 1 в центре города, у Бранденбургских ворот, на своеобразном деревянном подиуме-тумбе. Ее сфотографировал спецкор Яков Рюмкин. Снимки облетели весь мир. В зарубежной прессе ее называли бранденбургской мадонной.

На посту ее сменяла другая красавица — Мария Лиманская. В 1942 году после трехдневного обучения она стала регулировщицей. Чудом выжила, спрыгнув с тонущей баржи, была сбита контуженным советским водителем, едва не потеряла ногу в госпитале при бомбежке. Фотокор Евгений Халдей запечатлел ее возле тех же Бранденбургских ворот. Правда, при публикации перепутал фамилию. Фото перепечатала как советская, так и мировая пресса. Ошибка обнаружилась, и в последующих публикациях фамилия была написана верно. Фотокор прислал девушке письмо с извинениями.

Маша помнила и страшные картины Берлина. В общежитии, где они с подругами проживали, на чердаке повесилась семья: муж, жена и две дочери. Нацистская пропаганда убеждала, что придут русские варвары и начнут убивать и насиловать. А еще Маша стала свидетелем того, как выносили сотни трупов из затопленного берлинского метро.

Регулировала Мария движение и в Потсдаме во время проходившей там в июле 1945-го конференции. Кортежи, в которых ехали Сталин и Рузвельт, промчались мимо нее. А вот английский роллс-ройс остановился. Из него вышел Черчилль и, улыбаясь, поинтересовался через переводчика, не обижают ли русских девушек британские солдаты. Мария тоже улыбнулась и ответила: «Попробовали бы только!», а затем указала на кобуру на своем поясе. Любивший жизнь во всех ее проявлениях Уинстон рассмеялся!

Что ни говори, а девушки с флажками хлебнули горя в годы войны и звездный час заслужили.

Еще материалы рубрики:

Из облака дыма нанесли удары, потопили 13 немецких кораблей. Как использовали дымовые завесы в годы войны

Подводная пехота. Почему водолазы в годы войны ходили по дну рек и морей, как по минному полю

Доставка стоила тысяч жизней. Как во время Великой Отечественной переправляли технику по ленд-лизу

«Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно…». Как в Великую Отечественную служили понтонеры

Исчезли крест Евфросинии Полоцкой и 40 слуцких поясов. Как в войну мародерствовали фашисты