Целая вереница президентов и министров обороны уверяла нас в том, что у США самая боеспособная и грозная армия в мире, — и им исправно вторили конгрессмены от обеих партий, пишет The Hill (США). Наши вооруженные силы действительно впечатляют — если не задумываться об их боевых заслугах в войнах за последние семь десятилетий.
После Второй мировой вооруженные силы США выиграли много сражений, но мало войн.В Корее была в лучшем случае ничья. Во Вьетнаме, Афганистане и Ираке Америка потерпела поражение — при всем опыте своих военных. Китай и Россия крепнут как потенциальные противники, и перед нами маячит перспектива вторжения Пекина на Тайвань.
Стратегия национальной обороны при предыдущей и нынешней администрации состояла в том, чтобы сдерживать и устрашать, а в случае войны победить или разгромить пять потенциальных противников во главе с Китаем и Россией. Ну и насколько, спрашивается, удалось сдержать Китай и Россию — и где? Кроме того, даже в годы холодной войны США не вполне понимали сильные и особенно слабые стороны Советского Союза. В конце концов, кто-нибудь вообще предсказал, что он рухнет в 1991 году? Нет. Не повторяем ли мы эту же оплошность при анализе нынешних Китая и России? И хватит ли у нас знаний и понимания России и Китая, чтобы выработать жизнеспособную и эффективную стратегию?
Предотвращать вред от природных катастроф и пагубных действий человека, по возможности не допустить урона и свести к минимуму реальный ущерб — эти принципы применимы как в мирное, так и в военное время. Не менее благоразумно не называть конкретных врагов по именам. Представьте себе лишь, если Китай и Россия провозгласят, что их стратегия заключаются в сдерживании, устрашении, а, в случае войны, разгроме США? Да Конгресс попросту взорвется!
На носу президентские выборы 2024 года. Менять стратегию национальной безопасности и обороны в такой ситуации не захочет ни одна администрация — к этому ее может подтолкнуть разве что неминуемая катастрофа. Но после выборов все должно перемениться. США по-прежнему по силам выиграть львиную долю своих сражений. Но выиграют ли они все свои войны?