Жёны-мироносицы: история о неотступной вере и жертвенной любви
Нести радость и мир. Даже когда тяжело. Согревать любовью и дарить искреннюю поддержку, тепло. Не всегда простая, но такая почетная женская миссия. Её с честью и достоинством выполнили жёны-мироносицы, на долю которых выпали тяжелые испытания, а все усилия и блага вернулись к ним сторицей.
В 3-е воскресенье по Пасхе мы вспоминаем об их любви, заботе и мысленно благодарим за всё.
Ода жертвенной любви и самозабвенной заботы
Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о силе духа жён-мироносиц, сказал: «И не столь удивительно, что они привязались своим сердцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Hо для нашей мысли изумительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истерзанный, оплеванный, был предан на смерть».
Их история - это ода жертвенной любви и самоотверженной заботы. Так мать не спит ночами у колыбели младенца и черпает силы в своей бесконечной любви к нему. Предание не сохранило всех имён героических, отважных жён, которые всюду следовали за своим Учителем при жизни и до последнего находились возле него после Крестных Страданий. Нам известны Маpия Магдалина, Маpия – матерь Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна. Были и другие: разные по сословию, социальному статусу, они объединились задолго до трагического дня, чтобы помогать и заботиться.
Любить и верить. Даже если весь мир - против.
Евангелие гласит, что когда Иисус приходил с проповедью в города и селения, возле него всегда собиралось много народа. Одни слушали и уходили, другие же, вдохновленные Словом Божьим, оставались рядом и следовали за Ним. В числе сподвижников были апостолы и группа женщин, число которых постоянно росло. Последние находились рядом не только ради того, чтобы получать новые знания о вере и Силе Господа Бога. Они взяли на себя всю заботу об Иисусе, обеспечивая его ночлегом и пищей. Их чистая, искренняя любовь стала надежной опорой Спасителя, вдохновляя Его и помогая направлять все силы на благое дело: Спасение душ человеческих.
Когда Иисус оказался предан людьми, которые исступленно кричали: “Распни Его!”, насмехались над Ним - жёны-мироносицы и Богородица пребывали рядом. Они не могли ничего изменить и покорно стояли у Креста, оставаясь верными своему Учителю до последнего мгновения.
Это они проливали слёзы и утешали Богородицу подле измученного Сына. Это они вместе с Hикодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, yчаствовали в погpебении. Это они увидели, что поспешный ритуал не был завершен возлиянием ароматов на драгоценное тело усопшего и закончили обряд по всем правилам. Иисус вознаградил их за веру и преданность: он первым явился им по Воскресении Своем и сказал: “Радуйтесь!” (Мф.28:9). Они осознали, что после смерти их действительно ждёт Господь и Вечная жизнь под Его неусыпной опекой.
Образ жён-мироносиц разнится: например, в Евангелие от Марка упоминается Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия (Мк.16:1). Евангелие от Матфея упоминает Марию Магдалину и “другую Марию” (Мф.28:1). Однако все источники говорят, что во время распятия Христа многие женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк. 23: 49), были там и смотрели издали (Мф. 27: 55-56; Мк. 15: 40-41; Лк. 23: 49; Ин. 19: 24-27). После смерти Христа некоторые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф. 17: 59-61; Мк. 15: 46-47; Лк. 23: 53-55; ср.: Ин. 19: 40-42).
Иконография жён-мироносиц
Самое раннее из известных изображений жён-мироносиц у Гроба Господня обнаружено в старинной Сирийской крепости (баптистерии) Дура-Европос (между 232 и 256 гг.). Мироносицы изображены идущими к закрытому Гробу, в руках они держат сосуды с маслом и горящие факелы, над Гробом расположены 2 звезды, которые символизируют ангелов.
На резном изображении, выполненном примерно в 400 г. н.э. из слоновой кости, гробница изображена в виде здания из камня. Мы видим спящих стражников, ангела и жён-мироносиц. Над ними - Иисус Христос ступает по облакам и держит за руку своего Небесного Отца.
Евангелие Рабулы (Раввулы) (иллюминированный сирийский манускрипт VI века) представляет миниатюру из двух частей. В верхней изображено Распятие. В нижней - Явление ангела женам-мироносицам. Стражники пали на колени, слева от гробницы сидит крылатый ангел, который гласит о Воскресении Иисуса Христа жёнам и Богоматери.
Старинная икона, родом из XV века, демонстрирует самый страшный момент, который пережили жёны-мироносцы и Богородица. Иисус Христос лежит недвижим, женщины оплакивают его. Трагичность образов подчеркивают яркие одежды, а светлые оттенки фона, на котором происходят события, намекают[2] на благополучный исход. На то, что он уже близко.
На иконе, которая хранится в Третьяковской галерее, зритель наблюдает невероятную динамику и эмоциональность. Такого эффекта автор достиг при помощи художественных приемов. Здесь величие момента акцентировано цветом одеяний. Ангелы изображены в белом, жёны - в одежде ярких, охристых оттенков. Пересечение двух контрастных диагоналей выступает композиционным центром иконы. Точная дата создания образа неизвестна, исследователи предполагают, что он мог быть написан ориентировочно в XVI веке.
Как правило, иконы с участием жён-мироносиц являлись сюжетными и демонстрировали нам момент Воскресения Иисуса. Но даже если икона является бессюжетной, мы всегда можем узнать мироносиц по сосудам, которые они держат в руках и ангелу. Он несёт благую весть о Воскресении и в данном случае выступает неотъемлемой частью композиции. На нимбах жён-мироносиц мы читаем их имена, которые попали в историю, стали символом тёплой, неустанной заботы, искренней веры в Спасителя, Его Божественную Силу и бесконечную любовь.
Больше информации об историях знаменитых икон, особенностях иконографии Святых и их жизни, вы можете прочитать в нашем Телеграм-канале.