При выполнении заказа специалистам важно знать, какого результата необходимо достичь. Чтобы понять, как учесть требования клиента, рассмотрим два примера.
В первом случае заказчик дает дизайнеру поручение. Из-за отсутствия пожеланий заказчика и требований специалист выполнит задание по своему усмотрению и вкусу. Такой результат вряд ли устроит клиента, даже если работу выполнит профессионал. Во втором случае указаны запросы покупателя и исходное состояние объекта. Благодаря этим условиям заказчик получит тот результат, который он себе и представлял. Требования из второго столбца можно считать техническим заданием.
Техническое задание (техзадание или ТЗ) — документ, который включает список задач, обязанностей сторон и требований для выполнения проекта или задачи.
В статье расскажем, для чего нужно составлять ТЗ, кто этим занимается и как составить документ.
Для чего нужно ТЗ
Даже за рамками бизнеса поручение может вызвать проблемы. Например, вас попросили купить хлеб. Вы покупаете булку серого хлеба. А нужен был тостовый хлеб для сэндвичей. Итог: вы потратили деньги и время.
Если даже в такой бытовой ситуации возникают недопонимания, что уж говорить о крупных бизнес-проектах. Чтобы результат оправдал ожидания заказчика, нужно учитывать все детали и особенности. Работа без внятного ТЗ может повлечь за собой дополнительные расходы, срыв сроков и необходимость переделывать готовый продукт. Чем лучше проработано техзадание, тем выше шанс попасть в точку.
Цель технического задания — убедиться, что заказчик и исполнитель понимают, как должен выглядеть результат и каким требованиям должен отвечать.
Зачем ТЗ исполнителю?
- Найти взаимопонимание с заказчиком. Необходимо задавать десятки уточняющих вопросов. Чем их больше — тем лучше. Ведь даже красный цвет люди представляют по-разному. Для кого-то красный — это цвет граната, для другого — алый.
- Избежать кардинальных изменений в проекте. Может произойти ситуация, когда заказчику не понравится результат, и вам придется переделывать проект. Например, изначально заказчик хотел яркий круглый логотип, но при получении готового продукта передумал. Если вы согласовали и подписали ТЗ, подобное не случится.
- Получить дополнительный доход. Если заказчик не умеет или не хочет составлять ТЗ самостоятельно, можно предложить разработать документ за дополнительную сумму.
Зачем ТЗ заказчику?
- Представить конечный продукт. Заказчик будет знать о том, каким будет результат и понимать, что и как будет работать. При этом есть возможность внести изменения до начала работы.
- Понять, возможно ли воплощение продукта в желаемом виде. Иногда сделать так, как нужно заказчику технически невозможно. Это важно обсудить до начала работ, чтобы ожидания были реалистичны.
- Убедиться в экспертности исполнителя. Грамотное ТЗ внушает клиенту доверие. И, наоборот, если специалисты плохо составят документ, заказчик не будет уверен в результате.
- Избежать несоответствия. Если в ТЗ для копирайтера указано, что уникальность текста не менее 85%, а по итогу лишь 75%, исполнитель обязан исправить недочеты.
- Смена специалиста. При выполнении длительных проектов сотрудники могут поменяться. Чтобы не тратить время на объяснение задач, можно составить ТЗ один раз и передавать новой команде.
Кто составляет ТЗ
Продумать техническое задание может как заказчик, так и исполнитель. На это влияет сложность проекта и его бюджет. Например, указать требования и задачи для изготовления торта может сам клиент. А вот медицинскому центру, который обращается за созданием сайта, составить ТЗ будет сложнее. Ведь разработчики лучше понимают, как устроен веб-ресурс и какой функционал будет актуален для компании. Так как за составление документа часто нужно платить, второй способ подойдет организациям, которые могут выделить дополнительные финансы. Учитывайте, что исполнитель не может разработать ТЗ без участия клиента. Заказчик должен:
- показать примеры готовых проектов;
- указать конкурентов;
- предоставить сведения о целевой аудитории;
- рассказать о компании и ее специфике;
- подробно ответить на вопросы специалистов.
Этапы создания ТЗ
Рекомендации по составлению ТЗ
Чтобы составить качественное техническое задание, недостаточно указать требования и обязанности сторон. Важно сделать их понятными как для заказчика, так и для исполнителя. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. Поэтому при составлении ТЗ нужно стремиться к максимальной определенности мыслей и идей.
Оценочные суждения
Не используйте слова «презентабельный», «яркий», «удобный» и другие прилагательные — в них нет конкретики, и для каждого они означают разное.
Сюда же можно отнести непонятные формулировки и неоднозначности, которые не дают информации для создания продукта.
Сложные термины
Понятия, например, из сферы медицины могут быть непонятны разработчикам сайтов. И заказчик, и исполнитель должны понимать запросы друг друга без дополнительных взаимодействий и уточнения терминов. Можно ввести глоссарий или пояснять по ходу документа.
Сценарии использования продукта
В стандартных проектах можно не продумывать поведение пользователя на каждом этапе и не указывать сценарии в ТЗ. Но если вы разрабатываете функционал, который не использовался раньше, продумайте, какие действия будет совершать пользователь.
Допустимое количество итераций
Важно заранее согласовать с заказчиком, сколько раз вы готовы вносить правки в проект без дополнительной платы. Так заказчику будет комфортнее вносить правки, а исполнитель получает уверенность, что доработки сверх лимита ему оплатят.
Вывод
Техническое задание отражает суть проекта или задачи, конкретно описывает требования. Но самое главное — помогает заказчику и исполнителю и найти общий язык. На самом старте составление ТЗ отнимает время, но в перспективе оно помогает это же время сэкономить, ведь коммуникация становится проще. Благодаря качественным ТЗ заказчик получает тот результат, что он хотел. Это удобно для обеих сторон, ведь документ помогает сберечь деньги, время и нервы.
Чем мы занимаемся?
- Пишем полезные материалы на Дзен (: