Найти в Дзене
Нина Клевкова

Школа: зона повышенной опасности

В начале этого года все сми облетела шокирующая новость: в школьном туалете 11-летняя школьница Милена нанесла 126!!! ножевых ударов в лицо, шею, спину и другие части тела своей однокласснице Соне. Ей тоже 11 лет.

Личное фото
Личное фото

На днях прошло первое судебное заседание по этому громкому делу.

Оказывается, Милена принесла из дома 8 штук столовых ножей. И, по словам самой потерпевшей, позвала одноклассницу в туалет, чтобы показать что-то интересное. Конфликта между девочками вроде как не было. Во всяком случае о нем не знает ни мама Сони, ни другие ребята из класса, ни классная руководительница, ни руководство школы. Про то, что Милена принесла ножи, тоже не знал никто, в том числе и ее родители.

Как объясняет свой поступок сама виновница нападения (в силу возраста ее нельзя признать обвиняемой и, даже доказав вину, преступницей, и наказать), Соня ассоциировалась у нее с героиней компьютерной игры. По правилам игры она - отрицательный персонаж. Вообще, это лишь одна из версий причины нападения. Были и другие: наличие (все-таки) конфликта с Соней (реального, не компьютерного), травля Милены одноклассниками (она ведь заявила им после случившегося: "Я убила Соню!") и другие варианты.

Страшно в этой истории все. Во-первых, ребенок в школе не защищен от слова совсем! Наших детей ожидает смертельная опасность от своих же товарищей по учебе. Ведь не первый случай, когда терроризируемый ребенок приносит оружие, нож или еще что-то и убивает обидчиков! Сами дети виноваты? Незачем издеваться над одноклассником? Безусловно, издеваться нельзя. Но такие вот белые вороны были в классах всегда, и во времена наших бабушек, и 30, и 20, и 10 лет назад. И не только в нашей стране. Должен ли изгой вот так вот решать конфликт, будучи адекватным? Нет, конечно. Чаще всего этот ученик просто переходит в другую школу или же замыкается, заканчивает учёбу и навсегда забывает о своих унижениях и Альма матер, старшей ему мачехой. Травма да, остаётся на всю жизнь.

Что нужно сделать, чтобы такого вот не было? Работать со школьниками, знать про их проблемы педагогам, родителям, психологам. Достаточно ли этого? Увы, нет. Часто преступление против одноклассников совершает вовсе не изгой. Просто в голове что-то замкнуло.

Во-вторых, сама школа. То, что происходит там сейчас, знают те, у кого в семье есть дети школьного возраста. И учителя, и руководство школы разительно отличаются от прошлых советских Марь Иванн. Не в лучшую сторону. Ни в коем случае не хочу сказать, что я сторонница педагогики по-советски. Проблемы там тоже были. Но ведь нельзя разрушить все до основания и начать с нуля! Надо брать все хорошее из прошлого и отвергать все плохое, заимствовать опыт мировой педагогики, адаптировать под наши условия. Как-то так. Хотя, конечно, легко сказать. Но, тем не менее, когда школа превратилась в сферу услуг по образованию!!!!, а уважение к учителю упало до 0, ибо порой прав больше у учеников, нежели у затюканных педагогов, о какой душевной близости между учителем и учеником может идти речь?

В советское время могли и публично распекать возле доски, но могли и поговорить по-душам, помочь, объяснить, были в курсе жизни в классе, знали обстановку дома, оказывали реальную помощь! И это не пустые слова. Сама училась в советской школе и наблюдала подобное в классе. Да, у нас тоже были изгои, но классу к 8 все резко поумнели. А некоторых учителей вспоминаю с теплом и любовью, ибо помимо сухих знаний именно они привили мне любовь к предмету, и многим моим одноклассникам тоже. У нас 80% класса поступили в желаемые вузы, бесплатные по тем временам. Знания были крепкие, репетиторов тогда почти не было, разве что по иностранному или музыке..

В-третьих. Семья. Да, все семьи разные. Все любят своих детей. Но воспитывают каждый по-своему. Один имеет доверительные отношения с ребенком, потому, что ничего особо ему не запрещает. Все в меру. В меру компьютер, в меру прогулки, в меру еда. Что не так- скажи, мы решим. Другому запрещается все, или почти все. Из него целенаправленно делают отличника. Но вот сын или дочь в определённом возрасте взбрыкивают и попросту врут. Такой маме бесполезно говорить, что сын обидел кого-то в школе или сделал что-то плохое (пил ли, курил, ударил ли , нахамил и так далее). Ответ у нее один: "мой мальчик не такой! Вы все врете! Ударил? Он в ответ, это его ударили!"

Судя по не вполне (на мой взгляд) вменяемому интервью мамы Милены, именно к этой категории относится ее мать. Она не чувствует вину за свою дочь, которая чуть не угробила чужого ребенка.

А Соне предстоят многочисленные операции, несколько лет реабилитации и пожизненная травма…

Милене экспертизы, чтобы определить ее степень вменяемости. Почему при приеме в школу не проводить обследование у психиатра? Нельзя, только с согласия родителей, и у нас инклюзия. Хорошо это или плохо, когда ментальный инвалид подвергает угрозе жизни вашего малыша? Думаю, ответ лежит на поверхности…