Найти тему
Aristologia

Коронационное платье Елизаветы II

Как на свадьбе все внимание привлекает платье невесты, так на коронации – платье королевы. И пока о платье Камиллы еще ничего неизвестно, а костюм Чарльза, прямо скажем, мало кого волнует, предлагаю вспомнить коронационное платье Елизаветы II.

Молодая Елизавета с лучезарной улыбкой и прекрасной фигурой в атласном платье с роскошной вышивкой выглядела в день своей коронации как истинная королева. Это день стал ее триумфом.

-2

Богатая ткань и изысканная вышивка были характерны для авторского стиля Нормана Хартнелла, британского модельера, любимого дизайнера королевы-матери, к тому времени уже много лет сотрудничавшего с королевским двором. Именно он шил свадебное платье принцессы Елизаветы. Но коронационное платье стало поистине вершиной его карьеры.

Норман Хартнелл
Норман Хартнелл

В 1955 году Хартнелл написал автобиографию «Серебро и золото», благодаря которой мир узнал подробности создания коронационного платья Елизаветы II.

«Однажды октябрьским днем 1952 года Ее Величество Королева попросила меня сшить для нее платье, которое она наденет на коронацию. Я едва помню, что пробормотал в ответ. Королева пожелала, чтобы платье походило кроем на ее свадебное платье и было сшито из белого атласа», - вспоминал Норман Хартнелл.

Свадебное платье принцессы Елизаветы от Нормана Хартнелла
Свадебное платье принцессы Елизаветы от Нормана Хартнелла

Придя в себя, Хартнелл бросился изучать, что именно история и традиции подразумевают под «коронационным платьем». Он ходил по музеям и библиотекам, читал книги и напитывался информацией.

А напитавшись, уединился в Виндзорском парке и начал размышлять и делать наброски.

«Мой разум кишел геральдическими и цветочными идеями. Я думал о лилиях, розах, маргаритках и золотой кукурузе; я думал об алтарных покровах и священных облачениях; я думал о небе, земле, солнце, луне, звездах и обо всем небесном, что может быть вышито на платье, которому суждено стать историческим».

-5

В итоге модельер представил на суд молодой королевы девять различных дизайнов, из которых Елизавете больше всего понравилось пышное белое платье с вышивкой по мотивам цветочных символов Великобритании: розы Тюдоров, чертополоха Шотландии, нарцисса Уэльса и трилистника Северной Ирландии. Все цветочные эмблемы, по замыслу Хартнелла, должны были быть выполнены в различных тонах белого и серебряного цветов с вкраплениями крошечных бриллиантов и кристаллов.

Но королева внесла свои коррективы.

На одном из эскизов Хартнелл привнес нотку цвета, добавив в узор предполагаемой вышивки аметисты, рубины, опалы и топазы. И королева очень одобрила эту идею, учитывая, что у нее появились сомнения по поводу белого платья: слишком уж оно, по ее словам, напоминало бы свадебное.

Итак, по итогам встречи с заказчицей Норман Хартнелл отправился в свою мастерскую работать над платьем с вышивкой в виде цветочных британских символов, выполненных в цвете.

Позже королеве пришла в голову мудрая и достойная суверена мысль о том, что на ее коронационном платье должны быть вышиты цветочные символы не только Великобритании, но и всех доминионов Содружества.

Образец вышивки коронационного платья Елизаветы II
Образец вышивки коронационного платья Елизаветы II

За наиболее точными и красивыми изображениями цветов-эмблем Норманн Хартнелл решил обратиться к главному герольдмейстеру Подвязки, которым в то время был сэр Джордж Беллью. Тот предоставил модельеру прекрасные образчики розы Тюдоров, чертополоха и трилистника. Но тут Хартнелл попросил нарцисс Уэльса.

«Нарцисс! - воскликнул Подвязка. – Я ни в коем случае не дам вам нарцисс. Я дам вам правильную эмблему Уэльса, то есть лук-порей».

Я согласился с тем, что лук-порей – замечательный овощ, имеющий большое историческое значение, и, несомненно, обладающее выдающимися целебными свойствами, но он же совсем не красив. Неужели мне не будет позволено использовать вместо него более изящный нарцисс?

«Нет, Хартнелл. Вы должны использовать лук-порей», - сказал герольдмейстер непреклонно.

Мой энтузиазм угас, и я отправился в Виндзор глубоко опечаленный. В угасающем послеполуденном свете виднелись бесплодные деревья и угрюмое озеро. Весь пейзаж был окутан ноябрьской серостью. Я вышел в огород, сорвал лук-порей и вдруг вспомнил кокарду валлийской гвардии. Возможно, с этом все-таки что-то можно сделать… В итоге, используя прекрасный шелк и окропляя его алмазной росой, мы смогли превратить невзрачный лук-порей в воплощение очарования Золушки, составившее блестящую конкуренцию своим более ярким сестрам в украшении королевского платья».

Лук-порей, вышитый на коронационном платье Елизаветы II
Лук-порей, вышитый на коронационном платье Елизаветы II

Теперь Норману Хартнеллу предстояло изготовить образцы вышивок эмблем, всего одиннадцать штук. Вышивальщицы в его мастерской работали сразу над всеми одиннадцатью мотивами, используя шелковые нити, пайетки и бисер.

Для представления королеве в круглых позолоченных деревянных рамах были размещены следующие эмблемы:

Англия. Роза Тюдоров, вышитая бледно-розовым шелком, жемчугом, золотыми и серебряными нитями и розовыми бриллиантами.

-8

Шотландия. Чертополох, вышитый бледно-лиловым шелком и аметистами. Чашечка была вышита зеленым шелком оттенка резеды, серебряной нитью и алмазными каплями.

-9

Ирландия. Трилистник, вышитый зеленым шелком мягкого оттенка, серебряными нитями и бриллиантами.

-10

Уэльс. Лук-порей, вышитый белым шелком и бриллиантами, с листьями из бледно-зеленого шелка.

-11

Канада. Кленовый лист, вышитый зеленым шелком, окаймленный золотыми нитями и прожилками из хрусталя.

-12

Австралия. Цветок акации желтого цвета оттенка мимозы с зеленой листвой и золотыми нитями.

-13

Новая Зеландия. Папоротник из нежно-зеленого шелка с прожилками серебра и хрусталя.

-14

Южная Африка. Протея из нежно-розового шелка; каждый лепесток окаймлен серебряной нитью. Листья оттенены зеленым шелком и украшены розовыми бриллиантами.

-15

Индия. Цветок лотоса в лепестках, вышитых перламутром, жемчугом и бриллиантами.

-16

Пакистан. Пшеница, хлопок и джут. Пшеница была украшена овсяными ромбами и ветвями из золотого хрусталя, джут – ветками из листьев зеленого шелка и золотых нитей, а цветок хлопка – стеблями из серебра и листьями из зеленого шелка.

Цейлон. Цветок лотоса из опалов, перламутра, бриллиантов и мятно-зеленого шелка.

-18

Тогда же, вместе с образцами вышивки, Хартнелл представил королеве окончательный эскиз коронационного платья.

-19

Крой платья был простым: пышная юбка в пол, верх по фигуре, вырез в форме сердца и короткие рукава. По сути, платье было полотном для роскошной, наполненной смыслом вышивки.

-20

Платье было сшито из плотного атласа, произведенного в замке Луллингстон в графстве Кент, и расшито примерно 10 000 жемчужин и многими тысячами бисера.

-21

В течение восьми месяцев над созданием платья работали три портнихи и шесть вышивальщиц из мастерской Нормана Хартнелла.

-22

Юбка платья покрыта тремя ярусами фестонов из жемчуга, стразов и золотой нити, окружающих символические цветочные изображения стран Содружества.

-23

Такая же, как фестоны, полоса, проходит по подолу, а над ней – роскошные цветочные букеты.

-24

Все платье покрыто сложной решеткой из жемчуга, бисера и кристаллов.

-25
-26

Когда платье было почти готово, Норман Хартнелл заметил «разочаровывающий нюанс»: из-за тяжести вышивки юбка висела. Чтобы это исправить, мастерицы Хартнелла изготовили нижнюю юбку «из тафты слоновой кости, прошитую лентами из конского волоса и дополнительно укрепленную бесчисленными нитями китового уса».

Платье было доставлено королеве за три дня до коронации, и она охарактеризовала его одним словом: великолепно!

-27

Елизавета не знала, что получила от Нормана Хартнелла небольшой, но очень важный подарок: вышитый четырехлистный клевер «на удачу». Клевер был спрятан среди других цветов и находился как раз у нее под рукой?. Об этом маленьком подарке королева узнала много позже, но, кто знает, может, он и принес ей удачу в ее самый волнительный день.

-28

Королева Елизавета надевала свое великолепное платье еще шесть раз после коронации: на приемы Букингемском и Холирудском дворцах, на открытие Парламента и во время своего коронационного тура по Новой Зеландии, Австралии и Цейлону в 1954 году и Канаде в 1957 году.