Майдан у нас ассоциируется с киевскими беспорядками 2014 года. Тогда политический кризис вынудил бежать действующего на тот момент президента Украины Виктора Януковича. В истории разных государств побег царя дело не редкое. Николай II с семьей остался в России и принял мученическую смерть с женой и детьми, а вот его двоюродный брат Вильгельм II Император Германии бежал в Данию и спасся.
Майдан это площадь, где принимались политические и военные решения казаков. Такая есть под Ростовом на Дону в станице Старочеркасской. Известно, что из степей Запорожья на Кубань прибыл казачий десант. Их струги дошли по морю и высадились в Темрюке. Это случилось 25 августа 1792 года. Запорожцы заклятые враги турецких османов и татар. И тогда началось освоение кубанских земель с вытеснением неприятеля. На Азовском и Черном морях, Кубани, Тереке, Ассе и Сунже и далее до Дагестана раскинулись казачьи станицы верой и правдой служившие русскому царю и Отечеству.
Но еще раньше на рубеже 17 века в устье Дона мимо турецкого Азова прошли казацкие струги и запорожские чайки. Атаман Акустий Черкасс привел сюда сотни запорожцев для освоения новых земель и пограбить османов в Донских степях. Черкесы, ногайцы и татары заселившие эти земли жили под турками и были людьми второго сорта. Служили в турецких отрядах, платили дань и продавали своих детей в турецкие гаремы. В 1600 году запорожцы остановились на острове омываемом со всех сторон широким Доном. В камышах прятали лодки, а в землянках укрывались от турецких лазутчиков. Так был основан Черкасск оплот обороны выходцев из Черкасс, что теперь в Украине. ( Есть мнение, что те Черкассы основали горские народы адыгов (люди силы) служившие здесь по найму в борьбе против османов, поляков и литовцев). До прихода арабов и османов на Кавказ горские народы были христианами благодаря влиянию здесь Византии и Грузии.
Со временем остров был окружен насыпным валом и тыном. Сюда стекались беглые вооруженные крестьяне из русских поместий. Они грабили османов, брали их женщин в жены и растили красивых детей от смешанных кровей. Турки жаловались русскому царю, писали письма и вызывали послов в Константинополь (Стамбул) для объяснений. "Нашему Азову ваши казаки тесноту чинят...". Те отвечали, что это не их подданные, а просто степные разбойники.
Тем временем на площади Майдан в Черкасске собрались жители. Долго шумели и громко кричали и все же решили идти на помощь азовцам. То был 1641 год, время великого азовского сидения. В поход атаманом избрали станичника Семена Молодого. Невысокого роста, но с огромными и сильными руками атаман олицетворял казачью удаль и силу. Его боевой опыт вселял надежду на успех военного дела. Выступая на Майдане он сказал: "Братья станичники, каждый день проливается православная кровь за стенами Азова. День нашего промедления это гибель сотен казаков, слезы и стоны наших матерей" Одолеем же нехристей".
Собрались быстро и на стругах двинулись в путь. Лошадей с небольшим отрядом повели по степи напрямик в 50 верст. Ближе к Азову казаки встретили передовой турецкий отряд. Те с берега открыли огонь и стали препятствием их движению. На бортах лодок стояли пищали (кулеврины) и дружный залп дробосечным железом отогнал османов от берега нанеся им урон. Семен Молодой понимал, что в крепость им не пробиться, но отвлечь врага на себя им было нужно. Высадившись на берег и дождавшись лошадей казачий отряд превратился полу тысячную маневренную конницу.
Рейд по тылам был стремительным и дерзким. Вокруг Азова стояло двадцать тысяч пехоты безуспешно штурмовавшей крепостные валы. Семен Молодой врывался в их ряды и убивал беспощадно. Здесь были обозы, раненые и запасы снаряжения. Казаки налетали внезапно и всех уничтожали. Бились, рубили, сжигали и уходили в степь. Каждый такой налет давал передышку азовцам в осаде. В один из дней казаки увидели как турки к стенам тянут тяжелую артиллерию. Это с кораблей турецкого флота пришло подкрепление из числа топчу арабаджилары (артилеристы). Азовцы на стенах были бессильны. Но когда сотни молдован веревками притянули огромные стволы, то лихие наездники Семена Белого ударили лавой. Женщины и дети помогавшие отцам в защите города с восторгом и надеждой наблюдали как турки бежали от орудий не понимая откуда на них напали. Османы пытались сопротивляться, но падали под ударами казачьих сабель. С какой-то стороны шел штурм и велась обоюдная стрельба, но у крепостных ворот Азова турецкий штаб был разгромлен.
"Уходим быстро, пока не опомнились нехристи" крикнул походный атаман старшинам Храпунову и Сущенко. Казаки хватали трофейное оружие, серебряную посуду и понимали, что турки лишь на время здесь потеряли управление. На флангах идет бой, а в центре они разбежались из за внезапной атаки. В суматохе боя никто не заметил глубокий зиндан. Шатер упал и накрыл его плотной тканью. Здесь в пыточных ямах стонали еще живые Волуйские атаманы Степан Князев и Пригаринов. "Братцы" раздался хриплый голос из подземелья. Белый на дне ямы увидел окровавленные тела двух раздетых мужчин. Со сломанными пальцами ног и перебитыми носами двое казаков еще дышали, но уже не шевелились, а к их ногам были привязаны огромные колоды. Они лежали в луже грязи и нечистотах перемешанных с остатками какой-то еды в виде обрезков гнилых плодов. Запекшаяся кровь и гниющая плоть издавали невыносимый смрад поднимающийся со дна зиндана. Еще бы несколько мгновений и казаки бы отступили не заметив здесь узников турецкого плена.
Старшина Андрей Сущенко с казаком спустились вниз и освободили родичей от тяжелых пут. Исхудавшие и обезвоженные тела бережно подняли на Божий свет и они впервые за время пыток вдохнули свежего воздуха. Князев пытался что-то сказать, но только хрипел, а Степан Пригаринов от болевого шока терял сознание. " Лечить будем потом, а сейчас уходим братцы" громко крикнул Молодой и с разворота добил шашкой раненого турка лежавшего у его ног. Пять сотен казаков организовано отступили в степь унося с собой товарищей с турецкими трофеями.
Азовское сидение продолжавшееся более трех месяцев и завершилось отступлением османского войска. Более двадцати раз они ходили на штурм и потеряли здесь 15 000 воинов. Османский путешественник Эльвия Челеби в своих воспоминаниях писал, что османы (турки, татары и молдаване) потерпели позор и унижение от непокоренных ими казаков с их женами и детьми. Спустя год (1642) на площади Майдан в Черкасском городке казачий круг решил оставить Азов и взорвать все его укрепления. После переноса столицы войска Донского в Новочеркасск атаман Матвей Платов отстроил новый город, а старый Черкасск и площадь Майдан утратили свое историческое значение.