Сегодня познакомимся с одним из легендарных автобусов советского времени, бороздивших улицы практически всех городов СССР в конце 1950-х и в 1960-е годы - это ЗиЛ-158.
История
После войны с связи с восстановлением и ростом городов требовался новый неприхотливый автобус. С 1946 года на Заводе имени Сталина было налажено производство ЗиС-154, в 1949 году его заменил ЗиС-155. Но городам требовался гораздо более вместительный автобус, каким стал удлинённый ЗиЛ-158. Первый экземпляр был собран в 1956 году, а с 1957-ого началось серийное производство. С 1959 года производство с ЗИЛа было перенесено на Ликинский автобусный завод. Хотя еще в 1960 году ЗиЛ продолжал досборку готовых кузовов. С 1961 года началась сборка модернизированного автобуса ЗиЛ-158В, сместившего с конвейера основную модель.
С 1967 года в Ликино-Дулево началось производство автобуса ЛиАЗ-677, вплоть до 1971 года завод продолжал выпуск и ЗиЛ-158В. Интересно, что еще один ЗиЛ-158В был построен в 1973 году специально для выставки НАМИ. С началом массового производства ЛиАЗ-677 автобусы ЗиЛ-158 стали выводится из работы. В Москве и Ленинграде последние ЗиЛы были списаны в 1978 году. В городах СССР работали до конца 1980-х годов.
Модификации
Автобус выпускался в нескольких модификациях:
ЗиЛ-158А - первая серийная модель автобуса. Партия из 36 единиц построена в 1957 году. Автобус отличался отсутствием задней двери, имел 4 ряда сидений и предназначался для перевозки туристов. Строился для работы на Московском международном фестивале молодежи и студентов.
ЗиЛ-158 - основная модель завода. Производилась на Заводе имени Лихачева с 1957 по 1960 год и на Ликинском автобусном заводе с 1959 по 1961 год.
ЗиЛ-158Д - автобус выпущен небольшой партией в 1959 году. Отличался увеличенными накопительными площадками, и трехрядной компоновкой салона.
ЗиЛ-158В - модель, сменившая на конвейере ЗиЛ-158. Производилась на ЛиАЗе с 1961 по 1971 год. На автобусе усилена рама кузова, установлен модернизированный двигатель, изменённые коробка передач, сцепление.
ЗиЛ-158ВА - туристическая модификация ЗиД-158В. Небольшими партиями выпускался в 1961-1970 годах.
Конструкция
Что же представлял из себя автобус ЗиЛ-158?
Кузов автобуса имеет 2 двухстворчатые ширмовые двери, которые открывались наружу. Для выхода имелась отдельная одностворчатая дверь с противоположной стороны. Каркас кузова был обшит металлическими дюралевыми листами, прикрепленными к каркасу заклепками. С модификации ЗиЛ-158В каркас кузова был усилен дополнительными фермами.
Автобус имел одноименный бензиновый двигатель мощностью 109 л. с. Система питания через карбюратор. Подвеска - рессорная. Коробка передач - механическая, тормозная система - пневматическая.
На модели ЗиЛ-158В двигатель был модернизирован, были обновлены сцепление и коробка передач, изменениям подверглась конструкция карданных валов. Стояночный тормоз вместо дискового стал барабанный.
Автобус имел переднемоторную компоновку, двигатель располагался рядом с метом водителя. Планировка салона - 2+2. В качестве сидений использовались диваны. Общее количество пассажиров - 70, мест для сидения - 32. Автобус имел 2 небольших накопительных площадки напротив задней и передней дверей.
***
За 15 лет производства ЗиЛ-158 было построено более 71 тысячи автобусов. Благодаря свой массовости и в отсутствие адекватных альтернатив ЗиЛ-158 стал одним из самых известных автобусов 50-60-х годов 20 века, которые работали во всех городах СССР.
С точки зрения пассажира недостатками данного автобуса является маленькая вместимость, как у современного ПАЗа-4234, узкий проход в салоне, а так же двери, которые открывались наружу и в грязную погоду такие створки пачкали одежду пассажиров. Много места в салоне занимал двигатель, над которым пространство никак не использовалось. Кроме того и сам ход автобуса был жестковат. С точки зрения эксплуатации к ЗиЛу-158 то же были претензии: у автобусов была низкая прочность кузова, из-за чего их списывали чрез 8-10 лет работы. Этот процесс еще быстрее усилился с появлением более вместительной и современной машины ЛиАЗ-677.
Для решения главного недостатка в виде никой пассажировместимости в в 1959-1961 году в Москве эксплуатировался автобусный поезд ЗиЛ-158+ прицеп Аремкуз-2ПН-4. Так же в 1962 году был собран первый советский сочлененный автобус на базе ЗиЛа-158В - ЛиАЗ-5Э-676. Такая машина вмещала сразу 123 человека. Массовое производство таких автобусов позволило бы решить проблему вывоза жителей новостроек. Но, сочлененный ЛиАЗ так и остался один, т.к. мощность двигателя не справлялась с возросшей нагрузкой.
ЗиЛ-158 - стал таким же символом эпохи 1960-х годов, как и троллейбус ЗиУ-5 и трамваем МТВ-82. ЗиЛ-158 - автобус массового возрождения и запуска автобусного движения в городах СССР после Великой Отечественной войны.
Часть фотографий взята с сайтов "Старый Архангельск" и PastVu
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что-нибудь интересное!
Почитайте другие статьи о моделях автобусов: