Сегодня познакомимся с самым массовым на постсоветском пространстве, а так же первым серийным низкопольным автобусом - ЛиАЗ-5292. Большая часть таких автобусов бороздит улицы российской столицы, но так же и на улицах других городов, по большей части благодаря передачи выведенных из эксплуатации московских автобусов другим регионам.
История
С 1986 года Ликинский автобусный завод выпускал высокопольный автобус ЛиАЗ-5256. Понятно, что уже к концу 1990-х-началу 2000-х современные тренды в автобусостроении требовали создания низкопольного автобуса. Так, уже с 1996 года Минский автозавод во всю выпускал полуникопольный автобус МАЗ-103, а у ЛиАЗа даже не было такого. Уже в 2003 году конструкторы представили на Московском автосалоне первый низкопольный автобус ЛиАЗ-5292, по факту созданный на базе серийного высокопольника ЛиАЗ-5256, и имевший точно такой же силовой агрегат. Первый экземпляр после выставки поступил в Пермь, где причем работает на маршрутах до сих пор. После презентации завод начал серийное производство модели, но пока еще в небольших количествах, из-за низкого качества.
В 2005 году завод собрал первый автобус модели с газовым двигателем - ЛиАЗ-5292.70. Второй попыткой завода собрать газовый автобус стала модель ЛиАЗ-5292.71 , впервые представленная в 2010 году, ее серийное производство было начато в 2012 году.
За время производства ЛиАЗ-5292 несколько раз прошел рестайлинг: последние автобусы уже совсем другие, не похожие на самые первые.
Модификации
ЛиАЗ-5292 выпускается в множестве разных модификациий.
Первый вариант автобуса, построенный в 2003 году имеет наименование ЛиАЗ-5292.00. Он был оборудован двигателем Caterpillar 3116, которое серийно ставилось на серийных высокопольных автобусах ЛиАЗ-5256.25. Серийное производство было начато в 2004 году. Он оснащен дизельным двигателем Caterpillar 3126E. Они кроме Москвы работали на улицах Иванова, Курска, Воронежа. Из-за низкого качества автобуса производился только до 2006 года. В Москве все автобусы ЛиАЗ-5292.00 списаны к 2016 году.
В 2005 году построен автобус ЛиАЗ-5292.70 с газовым двигателем Cummins CGe 250 30. Первый экземпляр проработал на маршрутах Москвы до 2013 года, из-за низкого качества был списан в 2015 году. Второй автобус был построен в 2006 году и работал на улицах Великого Новгорода до 2012 года. Третий экземпляр в 2010 году был переделан из дизельного автобуса ЛиАЗ-5292.20, за пределы завода не выезжал.
С 2007 года завод начал выпускать модернизированную модификацию ЛиАЗ-5292.20, разработанную специально для "Мосгортранса". И все автобусы этой модели изначально поступали в столицу. Автобусы оборудовались дизельными двигателями MAN D0836 LOH04. С 2011 года двигатель был заменен на MAN D0836 LOH41, одновременно автобусы стали поставляться только в регионы. Причем, интересно, что двигатель был расположен продольно, как на высокопольных ЛиАЗ-5256. Снят с производства в 2012 году.
С 2011 года вместо ЛиАЗ-5292.20 началось производство новой модификации ЛиАЗ-5292.21 с дизельным двигателем MAN D0836 LOH56. На автобусе изменен дизайн салона, который стал аналогичным салонам сочлененных автобусов ЛиАЗ-6213. Так же по желанию заказчика на автобусах устанавливался кондиционер. Производился до 2013 года.
С 2011 года завод наладил производство модели ЛиАЗ-5292.22 с дизельными двигателями MAN D0836 LOH65 класса Евро-5, а так же обновленным салоном, кабиной водителя. С 2013 года автобус прошел рестайлинг: обновлены задняя и передняя маски, установлены цельностеклянные двери. Из-за низкого качества двигателя московские автобусы с 2017 года проходят модернизацию с заменой на двигатель ЯМЗ-53633, как на автобусах ЛиАЗ-5292.65. В 2012 году завод выпустил партию автобус с учебной кабиной, получивших заводское обозначение ЛиАЗ-5292.22-01. А в 2013 году было выпущена партия пригородных автобусов ЛиАЗ-5292.22-07. Они отличались отсутствием задних дверей и большим количеством мест. С 2015 года завод начал выпуск усовершенствованной версии ЛиАЗ-5292.22 - ЛиАЗ-5292.22-77. Он отличался расширение прохода между сиденьями, дополнительным сиденьем рядом с шахтой двигателя, с 2016 года на них устанавливаются новые сиденья. Партия таких автобусов так же поступила в таджикский Худжанд. Сняты с серийного производства в 2018 году.
С 2012 года завод выпускает серийную газовую модификацию ЛиАЗ-5292.71 с двигателем MAN E0836 LOH01. На этой модели впервые была представлена новая маска передка автобуса, ставшая впоследствии серийной. С 2019 года выпускается рестайлинговая модификация ЛиАЗ-5292.71-79 в новом кузове. Так же производится модификация с учебной кабиной ЛиАЗ-5292.71-80.
В 2013-2014 годах выпускалась модификация ЛиАЗ-5292.30, оборудованные двигателем Scania DC09 91A. Кроме того, на автобусе был изменен дизайн кузова. Автобусы ЛиАЗ-5292.30 работали во время Олимпиады-2014 в Сочи.
В 2013 году завод наладил производство модификации ЛиАЗ-5292.60 с двигателем ЯМЗ-536111. Производился до 2017 года и поставлялся так же в Казахстан. В 2014-2016 годах выпускалась укороченная до 10,5 метров модификация ЛиАЗ-5292.60-60. Автобус выпускался в 2-х вариантах: 3-х дверном и пригородном 2-х дверном. Все 122 автобуса поступили в ГУП "Мострансавто". На наработках модели ЛиАЗ-5292.60-60 был создан низкопольный автобус среднего класса ЛиАЗ-4292.
В 2016-2017 годах выпускалась модификация ЛиАЗ-5292.56. Автобусы производились для сербского Белграда в количестве 41 экземпляра. Отличались установкой двигателя Cummins экологического класса Евро-6, а так же установкой более мощного кондиционера.
С 2016 года завод наладил выпуск модификации ЛиАЗ-5292.65 с дизельным двигателем ЯМЗ-53633 в рестайлинговом кузове. С 2020 года автобусы для Москвы выпускаются с маской электробуса КАМАЗ-6282. Так же автобусы ЛиАЗ-5292.65 поставлялись в Хунджанд (Таджикистан). Так же с 2020 года выпускается модификация с учебной кабиной - ЛиАЗ-5292.65.01 для АО "Мострансавто". С 2019 года для АО "Мострансавто" выпускается пригородная модификация ЛиАЗ-5292.65.03 - полунизкопольный двухдверный автобус с багажными полками. С 2017 года взамен ЛиАЗ-5292.22-77 началось производство модификации ЛиАЗ-5292.65-77 схожей компоновки. В том же 2017 году началось производство модели ЛиАЗ-5292.65-79 - с новой приборной панелью, мониторами в салоне, кнопками адресного открывания дверей, а так же исчез ряд сидений у шахты двигателя. С конца 2017 года началось производство модификации ЛиАЗ-5292.65-80 с учебной кабиной.
C 2016 года выпускается модификация ЛиАЗ-5292.67 с газовым двигателем ЯМЗ-53624-40, работающий на сжатом природном газе. С 2019 года было налажено производство аналогичного автобуса, но уже работающего на сжиженом природном газе.
Сейчас завод производит следующие модификации: ЛиАЗ-5292.65, пригородный ЛиАЗ-5292.65.03 и газовые ЛиАЗ-5292.67 и ЛиАЗ-5292.71.
Конструкция
Автобус ЛиАЗ-5292 - представляет собой классический низкопольный автобус большого класса. Кузов - несущий, цельнометаллический вагонной компоновки. Автобус оборудован 3 дверными проемами (кроме модели ЛиАЗ-5292.65.03). Двери - поворотные, двухстворчатые.
Двигатель расположен в заднем торце автобуса в правом углу. На выбор покупателя предлагается несколько модификаций с различными дизельными и газовыми двигателями.
Автобус вмещает в себя до 114 пассажиров, при количестве мест для сидения - 28 (в ЛиАЗ-5292-07 - 37 мест, в ЛиАЗ-5292.65-03 - 42 места).
По желанию заказчика в автобус устанавливается кондиционер, как в салон, так и в кабину водителя. Так же в автобусе имеются форточки и потолочные люки для проветривания.
Система отопления - жидкостная, за счет системы охлаждения двигателя.
***
Так уж вышло, но большая часть автобусов ЛиАЗ-5292 бороздит улицы российской столицы - их там львиная доля, да и создавался он все таки специально для нужд "Мосгортранса". Но их так же много и в городах Подмосковья и в Санкт-Петербурге, ЛиАЗы-5292 можно встретить в Курске, Тамбове, Новосибирске, Иркутске и еще в десятках городов страны - но там их все лишь не более нескольких десятков. И если Москва свои автобусы уже во всю списывает и заменяет на новые передавая старье в российские регионы, то как раз регионы низкопольные ЛиАЗы продолжают использовать, если конечно не откажутся от них сразу же - не выдержав довольно таки капризных машин с дорогими запчастями и "прожорливыми" двигателями. При этом эти автобусы удачно эксплуатируются за рубежом - в городах Таджикистана и Казахстана и даже в Сербии.
На ЛиАЗах-5292 приходилось ездить в первую очередь в Москве - там эти машины скомплектованы по полной программе - климат-контроль, кондиционер, электронные табло и экраны, современные маршрутоуказатели, кнопки для адресного открывания дверей и прочие навороты. Удавалось на ЛиАЗах-5292 поездить и в соседнем Северодвинске - там комплектация совсем простая без наворотов. И в обоих случаях возникал вопрос недоработанности или недоделки автобуса.
Но во первых, в салоне автобуса пропадает много места впустую - часть полезной площади съедает шахта двигателя в торце, так же почему то отсутствует передний ряд сидений у передней двери над колесной аркой. Так же довольно большие пространства между сиденьями как впереди автобуса, так и перед шахтой двигателя, причем там на еще и на подиуме: лишним пассажирам там уже не встать, место пропадает зря. В попытке сделать больше мест для сидения конструкторы взяли за основу планировку 2+2 из-за чего проход стал узким и уже двум пассажирам здесь не разойтись. С этой точки зрения планировка минского автобуса МАЗ-203 оказалась гораздо удачнее, там салон спланирован гораздо лучше: все свободное пространство используется по максимуму.
Автобус имеет большую накопительную площадку напротив средней двери. Освещение в автобусе светодиодное, система отопления со своей задачей справляется.
Со стороны пожилых людей часто можно услышать критику из-за высоко расположенных сиденьях на высоких подиумах. В ЛиАЗ-5292 всего 4 сиденья впереди расположены на низком полу.
С точки зрения эксплуатации автобуса так же возникают вопросы. За частую небольшие предприятия не могут с ними управится - техника капризна, и часто выходит из строя, а запчасти к автобусу дорогие.
Автобус ЛиАЗ-5292 стал основой для ряда новых моделей. Так, на наработках при создании модификации ЛиАЗ-5292.60-60 в 2015 году началось производство среднего низкопольника ЛиАЗ-4292. С 2004 года завод наладил производство сочлененного низкопольного автобуса ЛиАЗ-6213, внешне напоминавший своего короткого собрата. На базе автобуса ЛиАЗ-5292 с 2012 года началось серийное производство электробуса ЛиАЗ-6274.
Среди опытных экземпляров был гибридный автобус ЛиАЗ-5292Х, в котором двигатель внутреннего сгорания используется как мотор-генератор для выработки энергии. В 2009 году был выпущен один экземпляр.
Как и весь модельный ряд Ликинского автобусного завода автобусы ЛиАЗ-5292 имеют большое количество модификаций, постоянного модернизируются: изменяется облик машин, оборудование, дизайн салона. Производитель позволяет скомпоновать заказчику автобус по нужной ему необходимости: есть возможность выбрать двигатель, установить систему климат-контроля и кондиционера и т.п.
Не смотря на все свои недостатки безусловно ЛиАЗ-5292 стал новой вехой в российском автобусостроении, но к сожалению только в столице. Для региональных городов этот автобус скорее дорогая игрушка, чем транспорт, там приходится довольствоваться чем-нибудь подешевле и неприхотливей.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о моделях автобусов:
Автобусы ЛиАЗ-4292 - средний низкопольник из Ликино-Дулево
Автобусы ЛиАЗ-6213 - низкопольные "гармони" из Ликино-Дулево