Найти тему
Вот Как!

Почему древние статуи так странно улыбаются? Эффект «архаической улыбки»

Оглавление

Период в истории Древней Греции примерно с XVIII по V век до новой эры принято именовать архаическим. Под термином имеется в виду в первую очередь этап развития искусств, хотя период характеризуется также развитием общественной жизни, подъёмом демократии, зарождением философии.

И в Греции, и в Древнем Египте того периода скульптурное искусство отличалось особенностью, которая получила название архаическая (или же архаичная) улыбка.

Почему для современного человека архаическая улыбка выглядит абсурдно?

Сама по себе высеченная в камне архаическая улыбка может и не вызывать особенных эмоций у зрителя. Любопытно другое: почему скульпторы VI-V веков до новой эры изображали улыбающимися чуть ли не всех героев своих скульптур?

Этот тип улыбки зачастую выглядит особенно странно или даже пугающе, поскольку улыбками озарены лица статуй вне зависимости от того, что именно изображает скульптура.

Улыбаются герои, по задумке композиции озлобленные, опечаленные или рассерженные. Улыбаются и боги, и смертные, и сражающиеся, и занятые бытовыми делами. Улыбаются убивающие и убиенные.

В архаичной скульптуре улыбается даже раненный
В архаичной скульптуре улыбается даже раненный

Эта лёгкая улыбка смотрится плоской и ненатуральной, однако именно она является верным признаком эволюции скульптурного мастерства в сторону большего реализма: недаром архаическая улыбка обнаруживается именно в поздний период архаики.

Историки и культурологи сходятся во мнении, что с помощью такого приёма древние мастера пытались вдохнуть жизнь в скульптурные образы, передать зрителю ощущение, что высеченный из камня объект – живой и активный. Результат действительно отличал скульптуры позднего периода архаики от более ранних предшественников – так называемых ксоанов. Подробнее о ксоанах читайте в статье:

Тому, что архаические статуи с их не всегда уместными улыбками для современного человека выглядят абсурдно, есть ещё одно объяснение – примитивность метода высекания камня в период архаики

При архаическом методе ваяния каменной глыбе сначала придавали четырёхгранную форму наподобие параллелепипеда. На этих плоскостях изображалась проекция будущей статуи.

Затем мастера приступали к высеканию скульптуры со всех четырёх сторон последовательно, причём отсекались прямые, плоские слои. В результате статуи получались угловатыми и острогранными; их формы сведены к плоскостям, плохо соответствующим реальным объёмам и закруглениям человеческого тела.

Отсюда вытекает первая особенность архаических статуй – неподвижные, прямые позы без поворота тела вокруг своей оси.

Вторая особенность – та самая архаическая улыбка, также обусловленная методом ваяния.

Лицо статуи обрабатывали как плоскость, находящуюся под прямым углом к другим плоскостям головы. Таким образом, черты лица закругляются не в глубину, а вверх. Эффект архаической улыбки порождает не только сама улыбка, но и выполненные таким методом закругления глаз и бровей.

Вот как описал явление архаической улыбки советский историк искусства Борис Робертович Виппер:

Почти у всех архаических статуй лицо озаряет улыбка, совершенно не зависящая от ситуации, которую изображает статуя, а иногда и наперекор всякой логике блуждающая на лице смертельно раненного, глубоко огорчённого или озлобленного. Происходит это вследствие некоторого несоответствия между содержанием, которое стремится воплотить художник, и средствами выражения, которыми он располагает.

Развившийся в дальнейшем метод ваяния стремился более точно изобразить объёмы человеческого тела, его закругления и переходы. Скульпторы также начинали с четырехгранной глыбы, но обходили её резцом вокруг всей будущей статуи.

Архаичные мастера, работавшие с каждой из четырёх граней последовательно, получали «плоские» фигуры из-за вертикальных ударов резца; а при использовании более позднего метода резец ложился не плоско, но «округло», часто диагонально в стремлении передать изгибы, повороты и выступы.

Именно этой эволюцией метода знаменуется переход от архаичного к классическому стилю в скульптуре.

Понравился материал? Посмотрите подборку:

История и культура | Вот Как! | Дзен