ГЛАВА V. ИССЛЕДОВАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ О ПРАВДЕ И ИСТИНЕ
ГЛАВА I. О СПРАВЕДЛИВОСТИ
1. О справедливости.
Справедливость заключается в том, чтобы человек отождествлял свою волю с Божественной волей и сознавал доброе, приятное и совершенное пред Богом и всем сердцем просил о прославлении Его имени. Истинная справедливость есть Христос, Который «Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30).
Апостол Павел называл правосудием Божиим спасение, которое дается нам - пока мы веруем - по благодати Божией. Потому что это спасение не предполагает наших усилий, а является неотъемлемым даром Божиим. Это справедливость, дарованная Богом, или, другими словами, оправдание, исходящее от Него, оправдывает нас и освобождает от наших грехов.
Златоуст говорит о справедливости: «Справедливость существует там, где соблюдаются и исполняются заповеди Божии». Он также говорит, что справедливость «есть нечто чудесное и делает человека способным стоять близко к Богу, делая его равным Богу». Феодорит называет справедливость: «правильным управлением душой и господством ее над страстями. Потому что гармония чувств с логикой и их гармоничное взаимодействие есть критерий обретения справедливости». А Климент Александрийский говорит: «Справедливость есть согласие частей души».
И Григорий Нисский указывает: «Справедливость есть правило праведности. Всякий да проповедует непорочность и в словах, и в делах, чтобы устраивать душевные дела, как должно, но и то, что ему принадлежит, раздавать каждому по его достоинству». Феофилакт же говорит: «Правосудие есть совершенная добродетель, непорочная жизнь, но, как мы думаем, можно справедливо назвать ее непостижимой».
Златоуст также говорит о справедливости: «Справедливость есть собрание и единство всего доброго и праведного. Согласие и соединением всего доброго вместе с рассудительностью можно с полным основанием назвать справедливостью».
Справедливость не зависит от нашего милосердия, а от того, что заслуживает каждый. Но Божья справедливость — это милосердие, потому что милосердие сочетается с благостью. Это называется справедливостью, чтобы оправдать человека и простить грехи. Она существует вечно. Благотворительность в Библии называется правосудием, так как это дело справедливости. Справедливость нисходит с неба от Бога, праведного судьи и исправляющего, и воздающего.
Дионисий Ареопагит говорит о справедливости: «Бог, который и есть справедливость, распределяет каждому по его достоинству, дает правильную меру, красоту, порядок и благообразие, и даже все, что Он распределяет и расставляет по порядку для каждого, потому что Он сам есть причина всякого свободного действия».
Справедливость спасает души от смерти. Справедливость — это проводник к добру, потому что принцип доброго пути — поступать справедливо. Но тот, кто ищет справедливости, любит Бога. Справедливость укрепляет того, кто на нее работает. «В домах справедливых - великая сила» (Притч.15,6), — говорит Библия, если вы ищете справедливости, она поймает вас и облачит в одежды славы.
Справедливость есть мера, согласно которой мы должны оценивать каждый поступок нашей жизни. Ни одна добродетель не может устоять без праведности. Отсутствие справедливости свидетельствует об отсутствии любви. Но в сердце, лишенном любви, невозможно развить какую-либо добродетель. Несправедливость разрушает все. Кто поступает несправедливо, тот отрекся от благочестия. Потому что никакой несправедливый человек не является богобоязненным. Но ни один богобоязненный человек не бывает несправедливым.
2. Образ праведника.
Образ праведника полон благодати. Добродетели все вместе пришли и нарисовали ему характер, «потому что в справедливости есть все добродетели вместе». Он сеет справедливость и доволен ее плодами. Господь слышит его молитву. Праведник расцветет, как пальма, и вырастет, как ливанский кедр. Плоды его праведности не пропадают, но он получает награду от Господа. Праведник живет в радости и веселии, свет праведника светит вечно, и благословение Божие почивает на его голове.
Радостью наполняется время праведника, благословляется дом его и умножается сила его. Спасение праведника исходит от Бога и Бог поддерживает его. Его семя будет передаваться из поколения в поколение, и его дети, как маленькие оливковые ветви, растущие вокруг ствола маслины, будут стоять вокруг его стола. Господь не сводит глаз с праведника и помогает ему в его невзгодах и прославит его.
Господь держит праведника под своим присмотром и слышит его молитву. «Воззвал праведник, и Господь услышал его, отвел от всех скорбей его. Господь всегда хранит его кости, ни одна из них не сокрушится. Господь защитил его и был с ним во все дни его жизни. Если хлынут в него реки, они не поймают его, и если он пересечет воды, то не увлечется ими, потому что Господь с ним. Если он пройдет через огонь, то не обожжется, десница Господа покроет его.
Праведник непорочен, и руки его чисты от скверны неправды, и сердце его не осквернено беззакониями. Праведник с большим мужеством предстает перед судом, и его лицо сияет сквозь его оправдания. Праведник унаследует землю, и его память будет длиться вечно. Его имя будет благословлено в поколениях, и его праведность будет рассказана его потомками. В руках праведника есть источник жизни и его дети не будут голодать. Из богатства нечестивых - сокровище праведных.
Пути праведника освещены светом и стези его прямые пред Господом. Если праведник упадет, он снова встанет. И если он упадет семь раз, то семь раз встанет. Сам Господь вознесет его от греха. Уста праведника источают благодать, уста же его изрекают мудрость. Блажен праведник, и благословенны будут потомки, которые произойдут от него.
Души праведников находятся в руках Божиих и никакие страдания их не коснутся. Надежда праведных бессмертна. Праведники живут вечно и вознаграждение им дает Господь, так как и наказание им дается Господом. За это они получат награду из руки Господа, которая будет венцом славы и украшением красоты, потому что десница Его покроет их и мышца Его защитит их.
Даже волосы на голове праведника сочтены Богом, и ни один из них не упадет без Его воли. Блажен человек, который является праведником.
3. Образ несправедливости.
Несправедливость — это привычка смотреть на законы с высокомерием. Несправедливость есть неуважение к законам, нарушение закона. Несправедливость есть противодействие Божественной воле. Это действие вызывающее зло, войны, смуты, несчастья, воцарение зла. Несправедливость есть преступление, и тот, кто ее совершает, делает себя нечистым перед Богом. Несправедливость отвратительна в глазах Бога, так как она оскорбляет первое из Божественных качеств которым являются Божественная справедливость. Но это мать всего зла, так как в несправедливости заключается половина всего зла.
Несправедливость есть поступок души, которая согласна не с Богом, а со злом. Несправедливость обнажает душу, которая не имеет контакта между чувствами и разумом, не может господствовать над своими страстями и желаниями. Несправедливость судит по интересам, а не по справедливости. Она воздает справедливость тем, кто обижен, и отнимает ее у тех, кто имеет право ее получить.
Несправедливость наполняет землю плачем, и стоны обиженных доходят до небес. Несправедливость не знает ни милосердия, ни жалости, не трусит ни перед чем. Она сокрушает сердца обиженных и заставляет глаза изливать слезы. Она не щадит сироту и не жалеет вдову. Всегда безжалостная и беспощадная, она навязывает свою волю и исполняет свои решения. Ее тирания жестока, но там, где она преобладает, господствуют стоны и боль.
Несправедливость отрицает Бога и не признает власть Его силы. Ее образ вызывает страх и ужас у тех, кто ее видит. Она уродлива и безобразна, а ее внешний вид напоминает древнюю Эринию [Эриния - богиня возмездия, за преступления против святости родственных уз, клятвы]. Где бы она ни появилось, оттуда удаляются покой, радость и веселье. Ее присутствие предваряет бурю, а ее голос предвещает разрушение. Где бы она ни проходила, там остаётся полное опустошение. Несправедливость — злой демон, отнимающий у людей счастье.
4. Образ несправедливого [человека]
Лицо несправедливого крайне безобразно, потому что в нем отражается характер его порочной души. Праведники отворачиваются от него, а честные презирают его. Хорошие закрывают перед ним дверь и ненавидят общение с ним. Бог ненавидит несправедливого и отвращает от него Свой Лик. Несправедливый искажает истину, и ложь всегда на его устах.
Зло он называет добром, а добро злом, тьму называет светом, а свет тьмою, чтобы обидеть ближнего. Своим намерением творить несправедливость он даже нарушает закон Божий. В кармане у него две измерительных рулетки, одна маленькая и одна большая, а в доме две измерительных рулетки, маленькая и большая. Он сдвигает в свою пользу, где только может, границы сиротских имений и отбирает имущество у вдов.
Он собирает от несправедливости и копит от грабежа. Жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. В его доме процветает неправда, а в его сокровищницах хранится предательство.
Сердце несправедливого содрогается, как пенящееся море. В нем нет покоя. Оно наполнена страхом и одержимо ужасом. Душа его страдает и его сотрясают сильные страсти. Он является рабом несправедливости, и на него была наложена власть тирании, навязанная несправедливостью. Его ум мыслит лукаво, и его разум занят злыми планами во все дни его жизни. Его руки грязны от беззаконий, и его ноги нечисты от его незаконных действий. Он занимается накоплением и на самом деле не знает, для кого копит. Гнев Божий разбрасывает его богатства. Его потомки погибают, а его дом остается заброшенным. В его доме не будет старца, говорит Господь, потому что Бог воздаст правосудием несправедливому навечно. Несправедливый — самый несчастный среди людей. Счастье не может войти в его дом.
Еврипид говорит, что: «Никто никогда не был счастлив с того момента, как он стал несправедлив». Священная Библия говорит о несправедливых: «Кто несправедлив, тот в конце концов и понесет то, свою несправедливость, и нет у Бога лицеприятия. Неправедные Царства Небесного не наследуют. Приходит день гнева для неправедных. Уста беззаконника будут закрыты. То, что пожали неправедные, в конце концов будет возвращено праведникам. Бог не защитит их от зла, которое придет. Горе и убыток ждут неправедных, ибо с неба откроется гнев Божий на всякую человеческую несправедливость и нечестие».
Бог не слушает молитв беззаконников, но и отвращается от их жертв и приношений. Ибо жертва неправедных не является священной и чистой, но есть нечистое приношение. Несправедливые действия беззаконников никогда не имеют благодатного и доброго конца. Несправедливый человек страдает и является несчастным.
5. Особенности несправедливого [человека] (по Премудрости Соломона, 2 глава).
Особенности несправедливого [человека] в Премудрости Соломина описывается так:
«Неправо умствующие говорили сами в себе: "коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша - прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается.
Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий.
Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным. Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами - обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога.
Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет".
Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2).
6. О жадности и образе жадного [человека].
Жадность есть страсть ненасытной души. Жадный собирает серебро и собирает золото, строит дома и подходит от дома к дому и от поля к полю, с целью взять что-нибудь у хозяина, пока тот не останется ни с чем. Чем больше жадный умножает свое богатство, тем более жадным он становится. Жадный испытывает жажду золота и жажду богатства, по этой причине он не может освободиться ни от бедности, ни от лишений. Напитком утоляется жажда пьющего и пищей желание есть. Однако жадность не утоляется ни серебром, ни золотом.
К жадности подходит то, что говорится о высокомерном докторе: «Ваше лекарство усугубляет вашу болезнь». Жадность есть коварная злоба, которая возбуждает ненасытную душу с целью умножения уже имеющегося у нее богатства до такой степени, что воспламеняет душу сильным желанием того, чего она не имеет, так что она пренебрегает тем, что заполучила. Вот почему жадность не может удержать ничего достойного любви.
Потому что то имущество, которое он раньше любил и хотел сделать своим, как только он его приобретает, теряет в его глазах прежнюю ценность и становится недостойным его любви, так что оказывается в пренебрежении. Такой человек не любит то, что он приобретает, он удовлетворяется только ожиданием, стремлением к прибыли, богатству, имуществу.
Однако срок его действия истекает с момента его приобретения. Наоборот, любовь к нажитому отгоняет жадность и воспитывает умеренность. Умеренность же приносит довольство, изобилие и пренебрежение к новым приобретением. А жадные копят и не знают, что и для чего собирают. Они непреклонны в подаче милостыни и ленивы в подаянии, потому что те, кто наживается от жадности, не хотят ничего тратить.
Василий Великий говорит о жадности: «Ничто не может остановить жадного. Это хуже огня. Он постоянно хочет все для себя. Он не хочет наслаждаться тем, что собрал, а расточает себя желанием приобретать все больше и больше. Потом он просыпается и находится весь в тревогах и заботах. Чем больше увеличивается богатство, тем тяжелее становится ему заботится о своей жизни».
7. О воровстве и грабеже и о воре и разбойнике.
Воровство – это тайное похищение чего-либо у кого-либо.А отнятие чего-либо силой - это грабеж.
Вор и разбойник глупы и неразумны, потому что ненавидят честный труд, приносящий прибыль с наслаждением, и не любят быть трудолюбивыми, любят праздность, ведущую к воровству, грабежу и всякому злу, от которой происходит всякое ожесточение. Воры и разбойники ненавидит истинную радость, блаженство и любят зло, ненавидят свою душу. Они избегают дневного света, чтобы он не выдал их, и укрываются в темных пещерах, чтобы покров тьмы скрыл их. Они трепещут перед тенью силы и не могут найти покоя. Они проводят бессонные ночи и страсть разнузданности отнимает у них весь покой.
Воры и грабители находится в аду, но в будущей жизни их ждет суровое наказание за свои проступки.
Продолжение следует! В следующей публикации будет представлена 2 часть 5 главы на тему: "об истине".
Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.
Иерей Александр Сергеев