Найти тему
378 подписчиков

24. Ухтомица. Репортаж из Вологодской тайги

В предыдущей статье (23. Экспедиция на Красный Волок и Ухтомицу. Географическая загадка https://dzen.ru/a/ZD1IdynEknGxV5-9) мы с вами расстались с участниками экспедиции 2014 года в неизвестном месте посреди Вологодской тайги.

Рис. 1. Вологодская тайга. Вид из палатки. Фото автора.
Рис. 1. Вологодская тайга. Вид из палатки. Фото автора.

Изначально в качестве предполагаемого финиша экспедиции мы назначили себе старинный город Каргополь. Теперь, анализируя сложившуюся ситуацию, мы окончательно поняли, что время, отведённое нами на наше путешествие, закончится значительно раньше, чем нам удастся добраться до этой нашей цели. Некоторых участников экспедиции это обстоятельство огорчило, но деваться было некуда, путь у нас был только один – вперёд, в цивилизацию. Заодно оказалось, что Юрий, один из участников, заготовил «сюрприз», который приберегал к нашему «Каргопольскому финишу». Это оказалась бутылка абсента. Употреблял ли кто-нибудь из вас, уважаемые читатели, абсент в хорошей компании посреди Вологодской тайги? Тогда вам это будет трудно понять. Просто мы знали, что самое сложная часть нашего маршрута уже позади, мы обязательно пройдём по старинному водно-волоковому пути наших предков, но только не успеем дойти до Каргополя, закончим где-нибудь раньше, откуда можно будет уехать назад, «в цивилизацию». Мы знали, что по этому пути никто не путешествовал уже, по крайней мере, несколько десятилетий. Мы слышали местную легенду, что где-то на рубеже 19 и 20 веков, какой-то местный житель якобы прошёл Ухтомицей и далее, через озёра Воже и Лача, реки Свидь и Онега, в Белое море. Он, таким образом, совершил на лодке паломническое путешествие в Соловецкий монастырь. Но с тех пор никаких путешествий, по крайней мере, здесь, в верховьях Ухтомицы, никем не предпринималось.

Речка Ухтомица постепенно становилась шире и глубже. Но как же неспешно происходил процесс этого «увеличения»!

Помимо «фильтрующей дамбы», другим следствием былых лесозаготовок Каргопольлага является почти полное отсутствие сосновых лесов в районе волока. Ведь старинное название «Красный волок», вероятно, должно предполагать, что в его окрестностях имелись сосновые леса («красный» лес). А сейчас их практически нет. Куда же они делись? Вероятнее всего, были вывезены лесозаготовителями. Впоследствии лес по вырубкам заместился вторичным из других пород. В настоящее время основные породы деревьев в здешней тайге – ель и берёза. А вот брёвна дамбы через речку Ухтомица – не только еловые, но и сосновые!

Наконец, по берегам начали появляться сосновые леса. Значит, не всю сосну свели во времена «Каргопольлага».

Рис. 2. Местами по берегам всё же растут сосновые леса. Фото автора.
Рис. 2. Местами по берегам всё же растут сосновые леса. Фото автора.

Интересная встреча произошла у нас на современной лесовозной дороге. Дорога пересекала Ухтомицу, и нам пришлось, как всегда, обносить свои лодки через это препятствие. Водитель лесовоза остановился, увидев нас. Он спросил, откуда и куда мы идём. Когда мы ответили, что идём через волок, с Волоцкого озера, он спросил: А где это? Пришлось объяснить. А! – понял он. И добавил: - Так ведь это же в другом районе! Интонация при этом соответствовала фразе «на другой планете». А ведь расстояние по прямой от места нашей беседы до волока не превышало 15 километров!

Рис. 3. Этот лесовоз – из другого района. Фото автора.
Рис. 3. Этот лесовоз – из другого района. Фото автора.

Ещё через несколько дней пути мы вышли «в цивилизацию». Это был посёлок Коротецкая. Тут есть практически всё для нормальной жизни: магазин, действующий клуб, фельдшерский пункт, почта, и даже сотовая связь. По хорошей асфальтовой дороге два раза в неделю ходит автобус до самой Вологды, а до районного центра – каждый день.

Рис. 4. Коротецкая. Центральная часть поселка. Мост через речку Ухтомица. Фото автора.
Рис. 4. Коротецкая. Центральная часть поселка. Мост через речку Ухтомица. Фото автора.

Выйдя из Ухтомицы в Модлону, а затем побывав на озёрах Вещозеро и Святое, в урочище Веретьё (на карте показано как «ур. Веретьево»), мы завершили своё путешествие на большой рыбацкой стоянке в Росликово, куда подошли одновременно с археологами, завершившими свой очередной полевой сезон. На этот раз они вели свои исследования напротив устья Ухтомицы, в урочище Погостище (то есть на том месте, где когда-то был погост). А погостом когда-то во времена раннего средневековья на Руси называли вовсе не тихое лесное кладбище, а место, где происходил регулярный, периодический торг. И купцы, торговые люди, долгое время на Руси назывались «гости».

Рис. 5. Старое и новое. Фото автора.
Рис. 5. Старое и новое. Фото автора.

Этот удивительный снимок сделан в нижнем течении Ухтомицы. Старинная лодка-однодеревка (слева) была кем-то не так давно «усовершенствована»: у неё срезана корма, после чего установлен (вероятно, на шурупах и каком-то связующем вроде битума или даже монтажной пены) транец, чтобы её можно было использовать с небольшим подвесным мотором.

Озеро Святое на карте имеет правильную округлую форму. Мы зашли туда, укрываясь от непогоды. Приближался циклон, ветер на большом Вещозере разгонял волну. Озеро Святое, по словам местных жителей, получило своё название потому, что когда-то какой-то святой то ли бросил, то ли уронил в его воды свой крест. И с тех пор оно никогда не зарастает. Вероятнее всего, озеро не зарастает по причине значительной глубины. Кроме того, в плане оно имеет почти идеально круглую форму. Быть может, это озеро когда-то образовалось в результате падения метеорита?

Рис. 6. Берег озера Святое. Фото автора.
Рис. 6. Берег озера Святое. Фото автора.

Завершающая часть нашего маршрута отражена на фрагменте карты, помещенном на рисунке 7.

Рис. 7. Река Модлона и окрестности.
Рис. 7. Река Модлона и окрестности.
Рис. 8. Храм в урочище Веретьё. Фото автора.
Рис. 8. Храм в урочище Веретьё. Фото автора.

Вот какой большой храм когда-то был построен в этих местах (Рис. 8). Значит, когда-то здесь было много жителей, прихожан этого храма, больше, чем в Коротецкой (сравнить с рис. 4). А теперь тут никто не живёт. Кстати, «веретьё» означает «возвышенное место, холм посреди болот». Не такое уж оно и высокое, на самом деле. Но всё познается в сравнении – ведь кругом здесь почти сплошные болота (см. фрагмент карты на рис. 7).

Наше путешествие началось на былом «пограничье» между землями летописных меря и веси. На этом же «пограничье» наше путешествие и закончилось. Обратите внимание – на карте (рисунок 7) весско-поморские гидронимы (Вещозеро, Пишкозеро, Тарбозеро) соседствуют с мерянскими (Перешна, Елома, Сичиньга, Польшма, Сума).

Удивителен и загадочен Русский Север! Кто знает, какая из его загадок вновь позовёт нас в дорогу, в его бескрайние просторы…