Как представляют будущее сетевых общественных пространств их кураторы?
Динара Уварова, руководитель Галереи «Ростокино», Выставочные залы Москвы:
Мы активно взаимодействуем внутри объединения. 21 галерея разбита на группы по 5-6 учреждений по направлениям – экология, театр, музыка, кино и т.д. Успешные мероприятия гастролируют по галереям-партнерам. Стараемся делиться аудиторией. В каждой галерее есть буклеты ближайших галерей и информация, что посмотреть в других районах Москвы. Придумываем новые форматы. У нас был квест в формате веломаршрута, точками которого стали несколько галерей.
Каждая галерея налаживает контакты с другими партнерами. Например, галерея на Ходынке взаимодействует со Сколково – разработки по нейробиологии, звуку, запахам происходят в коллаборации с художниками от галереи. Мы, в свою очередь, поддерживаем контакт с образовательными учреждениями, например, с ВГИК.
На уровне объединения каждый год определяется и сфера внешнего развития. На 2023 год запланировано взаимодействие с партнерами из Азии и стран БРИКС, чтобы показать современное искусство из этой части мира и наших художников у них. Будущее за коллаборациями на самых разных уровнях – от локального до международного. В любой ситуации главное не паниковать и продолжать делать свое дело. Для нас – это показывать искусство – доступное, понятное, интересное.
Наталья Камалетдинова, управляющий партнёр «Циферблат Ростов», куратор сети «Циферблат»:
Сеть – это еще и новый язык нашего времени – когда ты что-то любишь, ты ищешь это находясь в другом месте. Люди, которым нравится «Циферблат», посещают наши пространства в разных городах во время своих путешествий и могут получить за это бонусы. У сети действительно больше возможностей, чем у одного отдельного пространства.
Мы давно и охотно сотрудничаем с другими пространствами и конференция «Фабрика пространств» – хорошая возможность для коммуникации. Будущее за коллаборациями, а еще за появлением других проектов внутри действующего пространства. Например, в одном из «Циферблатов» работает книжный магазин – раньше он был в своем помещении, а с нами вышел на новую аудиторию. Для нас самих он стал еще одной точкой притяжения. Коммерция – один из способов дополнить свою деятельность.
Юлия Коломина, учредитель, управляющий партнёр группы компаний «Перцель», Иркутск:
Мы сейчас активно продвигаем и развиваем в наших пространствах серию перформансов совместно с кураторами «Гаража». Они поднимают определенную проблематику через искусство, и мы увидели большой отклик посетителей. Также расширяем точки входа арендаторов под выбранные концепты. Это могут быть хипстеры, искусство, бизнес-аудитория – пытаемся миксовать разные направления в пространстве с возможностью коллабораций между ними внутри системы.
Говоря о будущем, мы смотрим в сторону международного рынка. Планируем открыть небольшие пространства в Турции, Грузии и Узбекистане, чтобы оттуда получать приток идей, интересных спикеров и перформеров, которых сможем привезти в наши пространства в России и поддерживать их активную жизнь.
Я бы посоветовала не бояться обращаться в уже сформировавшиеся пространства. Когда мы начинали в 2004 году было мало кейсов, шли методом проб и ошибок. А сегодня готовы делиться опытом запуска или масштабирования и открыты к коллаборациям.